Приложение

 

 

Утверждено
постановлением Правительства Кыргызской Республики
от 14 марта 2017 года № 152

ПОЛОЖЕНИЕ
о юридической службе государственных органов

1. Общие положения

1. Настоящее Положение устанавливает единые требования к организации и деятельности юридической службы государственных органов исполнительной ветви власти (далее - юридическая служба) в целях повышения качества работы государственных органов в сфере правового обеспечения, соблюдения законности их деятельности.

2. Юридическая служба организуется в виде структурного подразделения, осуществляющего свою деятельность во взаимодействии с другими подразделениями государственного органа.

3. Юридическая служба в своей деятельности руководствуется законодательством Кыргызской Республики и настоящим Положением.

4. Ликвидация юридической службы не допускается, кроме случаев реорганизации или ликвидации самого государственного органа.

2. Задачи и функции юридической службы

5. Основными задачами юридической службы являются:

- обеспечение соблюдения законности в деятельности государственного органа и его должностных лиц;

- защита правовыми средствами имущественных и иных законных прав и интересов государственного органа;

- пропаганда законодательства Кыргызской Республики, организация правового обучения в государственном органе;

- непосредственное участие в разработке проектов нормативных правовых актов, приказов, договоров и других документов юридического характера в соответствии с компетенцией государственного органа;

- рассмотрение проектов нормативных правовых и иных актов, разработанных государственным органом, на соответствие законодательству и вступившим в установленном законом порядке в силу международным договорам, участницей которых является Кыргызская Республика;

- правовое консультирование должностных лиц и сотрудников структурных подразделений государственного органа;

- обобщение практики применения законодательства государственным органом.

6. Юридическая служба в соответствии с возложенными на нее задачами выполняет следующие функции:

- готовит предложения о совершенствовании законодательства по направлениям деятельности государственного органа;

- представляет интересы государственного органа в судах и иных государственных органах при рассмотрении правовых вопросов деятельности государственного органа;

- участвует в разработке проектов нормативных правовых актов, приказов, договоров, процессуальных документов, а также других документов юридического характера, разрабатываемых государственным органом;

- проводит инвентаризацию нормативных правовых и иных актов, отнесенных к компетенции государственного органа, и готовит на основе проведенной инвентаризации проекты нормативных правовых актов, направленные на приведение их в соответствие с законами Кыргызской Республики, международными договорами, вступившими в силу в установленном законом порядке, участницей которых является Кыргызская Республика;

- рассматривает поступающие в государственный орган проекты нормативных правовых и иных правовых актов и дает по ним заключения;

- участвует в разработке структурными подразделениями перспективных и текущих планов нормотворческой деятельности государственного органа, в реализации этих планов и контроле за их выполнением;

- обобщает совместно с другими структурными подразделениями и анализирует правоприменительную практику государственного органа, вносит предложения о ее совершенствовании;

- проверяет соответствие требованиям законодательства Кыргызской Республики представляемых на подпись руководству проектов документов юридического характера и визирует их;

- участвует в разработке и осуществлении мероприятий по укреплению трудовой дисциплины;

- вносит предложения о подготовке мер, направленных на устранение причин и условий, способствующих нарушению законности в деятельности государственного органа, а в необходимых случаях участвует в их реализации;

- осуществляет организационно-методическое обеспечение нормотворческой деятельности государственного органа, разрабатывает предложения, направленные на повышение эффективности правовой работы в государственном органе;

- участвует в проведении мероприятий по повышению правовых знаний работников государственного органа, разрабатывает и реализует мероприятия по правовой пропаганде законодательства Кыргызской Республики, организует правовое обучение в государственном органе;

- осуществляет организационно-методическое руководство организацией правовой работы в территориальных органах и подведомственных организациях государственного органа, в том числе проверки по вопросам законности заключения и исполнения договоров, ведения претензионной и исковой работы, порядка, своевременности и качества рассмотрения предъявленных к государственному органу претензий, и других направлений правовой работы;

- организует систематизированный учет и хранение поступающих в государственный орган нормативных правовых актов, осуществляет сбор, хранение и обработку иных документов по правовым вопросам, связанным с деятельностью государственного органа, поддерживает их в контрольном состоянии;

- анализирует состояние исковой работы, судебной практики по спорам с участием государственного органа с целью выявления основных причин и условий, повлекших соответствующее судебное разбирательство, и вносит предложения по их устранению и привлечению к ответственности виновных лиц, а также осуществляет иные функции исходя из возложенных на юридическую службу задач;

- осуществляет иные функции в сфере правового обеспечения.

3. Права юридической службы

7. Юридическая служба имеет право:

- проводить работу, направленную на обеспечение соблюдения законности в деятельности государственного органа и его структурных подразделений;

- запрашивать и получать от структурных подразделений, территориальных органов и подведомственных подразделений государственного органа документы и сведения, необходимые для выполнения возложенных на юридическую службу функций;

- представлять руководству предложения об устранении нарушений законодательства Кыргызской Республики, возмещении ущерба, привлечении к ответственности сотрудников, не обеспечивших выполнение либо нарушивших законодательство Кыргызской Республики;

- привлекать с согласия руководителя государственного органа работников других структурных подразделений для разработки проектов нормативных правовых актов и иных документов по правовым вопросам, а также для реализации мероприятий по пропаганде законодательства и правового обучения в государственном органе;

- получать в первоочередном порядке для ознакомления, использования в работе и систематизированного учета нормативные правовые акты, поступающие в государственный орган;

- участвовать в оперативных совещаниях государственного органа;

- возвращать исполнителям на доработку некачественно подготовленные и противоречащие законодательству проекты нормативных правовых актов и других документов, составлять по ним необходимые заключения и справки об устранении выявленных нарушений, а также по поручению руководителя государственного органа участвовать в доработке структурными подразделениями указанных проектов.

4. Организация юридической службы

8. Юридическая служба комплектуется из числа работников, имеющих высшее юридическое образование и стаж работы по специальности, установленный законодательством Кыргызской Республики.

9. Юридическую службу возглавляет руководитель, который:

- руководит деятельностью юридической службы и несет персональную ответственность за своевременное и качественное выполнение функций юридической службы;

- распределяет обязанности между работниками юридической службы;

- вносит в установленном порядке предложения о поощрении или наложении дисциплинарных взысканий в отношении работников юридической службы;

- осуществляет иные функции и полномочия по руководству службой.

10. Полномочия и ответственность работников юридической службы регламентируются функциональными обязанностями, утверждаемыми руководителем государственного органа.

11. Незаконное воздействие на руководителя и работников юридической службы или преследование за выполнение ими своих обязанностей, предусмотренных настоящим Положением, не допускается.

12. В государственном органе создаются надлежащие условия для эффективной и качественной деятельности юридических служб, включая:

- обеспечение отдельным помещением, нормативно-справочными материалами, периодическими печатными изданиями по правовым вопросам, юридической литературой, а также периодически обновляемой электронной базой нормативных правовых актов;

- организацию на постоянной основе мероприятий для повышения профессионального уровня сотрудников юридических служб.

13. Руководители государственных органов в установленном законодательством порядке, в рамках утвержденного бюджета, вправе установить дополнительное материальное и нематериальное стимулирование работников юридической службы.