Утверждена
постановлением Правительства Кыргызской Республики от 5 марта 2011 года N 99

ИНСТРУКЦИЯ
о порядке ведения учета, распределения и использования ресурсов республиканского бюджета Кыргызской Республики

I. Общие положения

1. Настоящая Инструкция разработана в соответствии с законами Кыргызской Республики "Об основных принципах бюджетного права в Кыргызской Республике", "Об основных положениях Казначейства Кыргызской Республики" и постановлением Правительства Кыргызской Республики "О Бюджетной классификации" от 18 декабря 2009 года N 768.

2. Настоящая Инструкция устанавливает единый порядок учета, распределения и использования ресурсов республиканского бюджета, а также определяет порядок ведения Книги счетов казначейства (далее - КСК) "Республиканские (нераспределенные) ресурсы" в соответствии с Бюджетной классификацией Кыргызской Республики.

3. В настоящей Инструкции используются следующие основные понятия и термины:

1) ресурсы республиканского бюджета - это активы республиканского бюджета, включающие остатки бюджетных средств на начало года, текущие доходы республиканского бюджета, средства, полученные от операций по финансовым и нефинансовым активам и операций по принятию обязательств;

2) доходы бюджета представляют собой увеличение чистой стоимости активов в результате текущих операций институциональных единиц на территории Кыргызской Республики. Доходы подразделяются на следующие категории: налоговые доходы; взносы; отчисления на социальные нужды; трансферты и неналоговые доходы;

3) расходы бюджета представляют собой уменьшение чистой стоимости активов в результате операций, произведенных институциональными единицами на территории Кыргызской Республики. Расходы подразделяются на следующие категории: оплата труда работников; использование товаров и услуг; проценты; субсидии; гранты; социальные пособия и выплаты, а также другие расходы, предусмотренные экономической классификацией расходов;

4) нефинансовые активы - это активы государственных органов, в отношении которых государственный орган осуществляет права собственности и от которых могут получать экономическую выгоду за счет владения ими, или их использования. Операции, которые приводят к увеличению нефинансовых активов, называются приобретениями, за исключением потребления основного капитала. Операции, приводящие к уменьшению нефинансовых активов, называются выбытиями. Нефинансовые активы включают в себя следующие группы: основные фонды; запасы; ценности; земли и другие непроизведенные активы;

5) финансовые активы - активы, которые дают право собственнику, являющемуся владельцем актива, получить один или несколько платежей от другой институциональной единицы в соответствии с условиями и положениями, предусмотренными в контракте (договоре), заключенном между этими двумя институциональными единицами. Операции, которые приводят к увеличению финансовых активов, называются приобретениями. Операции, которые приводят к уменьшению финансовых активов, называются выбытиями. Финансовые активы делятся на внутренние и внешние. Продажа финансовых активов отражает приток денежных средств на счета Казначейства, тогда как приобретение финансовых активов является выплатой и представляет отток денежных средств со счетов Казначейства;

6) обязательства - это обязанности по предоставлению экономической стоимости другой институциональной единице, или обязанность действовать определенным образом. Операции, которые приводят к увеличению обязательств, называются принятием обязательств. Операции, которые приводят к уменьшению обязательств, имеют следующие названия: выплата, сокращение, выкуп, ликвидация или погашение. Обязательства также делятся на внутренние и внешние. Операции по заимствованию, получению и выпуску обязательств - это притоки денежных средств на счета Казначейства, а операции по погашению обязательств являются выплатами и представляют оттоки денежных средств со счетов Казначейства;

7) главный распорядитель средств республиканского бюджета (далее - главный распорядитель) - орган государственной власти (государственный орган) или иной прямой получатель средств республиканского бюджета, определенный соответствующим законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год, и имеющий право распределять ассигнования по направлениям, установленным этим нормативным правовым актом, по распорядителям и получателям средств республиканского бюджета, находящимся в его ведении;

8) распорядитель средств республиканского бюджета (далее - распорядитель) - юридическое лицо, в распоряжение которого выделены средства для использования по целевому назначению в соответствии с утвержденными сметами расходов;

9) получатель средств республиканского бюджета (далее - получатель) - бюджетное учреждение, находящееся в ведении главного распорядителя или распорядителя, имеющее право на принятие (получение) бюджетных ассигнований;

10) финансовый план - это документ, отражающий планируемые поступления ресурсов республиканского бюджета на счета Казначейства, а также планируемые расходы министерств и ведомств со счетов Казначейства, согласно ведомственной и экономической классификации расходов бюджета, в соответствии с уточненным бюджетом;

11) финансовый разрыв - это разница между потребностями бюджета в денежных средствах и фактически полученными ресурсами бюджета, возникающая в связи с неравномерным поступлением доходов в зависимости от установленных сроков перечисления платежей (их сезонности) согласно действующему законодательству и необходимостью финансирования расходов республиканского бюджета согласно уточненному бюджету и финансовому плану расходов. Финансовый разрыв покрывается за счет мобилизации дополнительных доходов и поступлений денежных средств, а также за счет остатков бюджетных средств на казначейских счетах бюджетных учреждений, состоящих на республиканском бюджете;

12) смета расходов - документ, определяющий объем и целевое направление бюджетных ассигнований в разрезе статей расходов, с поквартальной разбивкой, утвержденный в установленном порядке и содержащий расчетные данные по каждому целевому направлению бюджетных ассигнований;

13) бюджетное поручение - документ, который оформляется на основании сметы расходов главного распорядителя (распорядителя), утвержденной в соответствии с законом о республиканском бюджете Кыргызской Республики на соответствующий финансовый год;

14) межказначейское поручение (далее - МКП) - это казначейский инструмент, посредством которого осуществляется перевод средств (ресурсов) в системе Казначейства;

15) КСК "Республиканские (нераспределенные) ресурсы" - это основная КСК, на которую поступают все ресурсы республиканского бюджета, и с данной КСК направляются средства по выполнению расходных обязательств республиканского бюджета;

16) КСК "Республиканские (распределенные) ресурсы" - это КСК, в которой учитываются средства, выделенные из республиканского бюджета министерствам, административным ведомствам, государственным комитетам (государственным органам), предназначенные для выполнения основных функций и задач. Республиканские распределенные ресурсы размещаются на казначейских бюджетных счетах в региональных отделениях казначейства (далее - РОК);

17) текущий счет Центрального казначейства Министерства финансов Кыргызской Республики (далее - Центральное казначейство) в Национальном банке Кыргызской Республики (далее - НБКР) по бюджетным средствам (далее - ТСК-1) - это счет, на который поступают доходы и поступления органов государственной власти (государственных органов) и местного самоуправления и с которого осуществляются все расчетные операции республиканских и местных бюджетных организаций по бюджетным средствам. По дебету ТСК-1 проводятся прямые расходы, произведенные Центральным казначейством за счет средств республиканского бюджета, а также снятие головными офисами банков-агентов дебетового оборота по транзитным счетам РОК. По кредиту ТСК-1 проводится зачисление доходов республиканского бюджета и кредитового оборота транзитных счетов РОК по бюджетным средствам;

18) текущий счет Центрального казначейства в НБКР по специальным средствам бюджетных организаций (далее - ТСК-2) - это счет, на который поступают внебюджетные (специальные) средства бюджетных учреждений и производится их расходование. По кредиту и дебету этого счета проводятся суммы оборотов транзитных счетов РОК;

19) дополнительные счета Центрального казначейства в НБКР (далее - дополнительные счета) - это счета, предназначенные для поступления и учета движения ресурсов в зависимости от видов их поступлений (гранты, кредиты, налоговые поступления, начисленные проценты и т.д.). Ресурсы на таких счетах являются неотъемлемой частью Консолидированного фонда и находят отражение в КСК "Республиканские (нераспределенные) ресурсы";

20) счет обслуживания долга (СОД) предназначен для исполнения обязательств Правительства Кыргызской Республики (далее - Правительство), вытекающих из совместных постановлений Правительства Кыргызской Республики и НБКР и Генерального соглашения между Министерством финансов Кыргызской Республики (далее - Министерство финансов) и НБКР. Средства, поступающие на данный счет, направляются исключительно на погашение обязательств перед НБКР, а также на погашение внутреннего и внешнего долга Кыргызской Республики.

По кредиту СОД отражаются операции по зачислению сумм начисленных процентов на остатки средств, числящихся на счетах Министерства финансов и Центрального казначейства в НБКР в национальной и иностранной валютах, за вычетом комиссионных, или 70 процентов чистой прибыли НБКР, определяемой по итогам финансового года (подлежащей перечислению в государственный бюджет согласно Закону Кыргызской Республики "О Национальном банке Кыргызской Республики").

По дебету СОД отражаются только операции по списанию средств для выполнения Министерством финансов обязательств, вытекающих из условий совместных постановлений Правительства Кыргызской Республики и НБКР и Генерального соглашения, и в соответствии с Соглашением о порядке выпуска государственных ценных бумаг для целей урегулирования финансовых отношений между Правительством и НБКР.

Средства со счета СОД не могут быть использованы (дебетованы), кроме как на вышеуказанные цели. Распоряжения Министерства финансов или Центрального казначейства о перечислении средств со счета СОД на другие цели НБКР к исполнению не принимаются;

21) счета Встречных фондов предназначены для зачисления средств, поступающих от международных финансовых организаций и институтов, в виде грантов, внешней финансовой помощи, иностранных кредитов и займов.

II. Порядок ведения учета ресурсов республиканского бюджета в КСК "Республиканские (нераспределенные) ресурсы"

4. Ресурсная часть республиканского бюджета (по бюджетным средствам) формируется за счет ресурсов, поступающих на ТСК-1 и дополнительные счета.

5. Источниками формирования ресурсной части республиканского бюджета (по бюджетным средствам) являются:

- доходы республиканского бюджета, в том числе налоговые доходы, трансферты и неналоговые доходы;

- поступления от операций по нефинансовым активам, в том числе от продажи основных фондов, запасов, ценностей, других непроизводственных активов. Например, от продажи горюче-смазочных материалов и зерновых культур, оборудования, зданий и сооружений, квартир, транспортных средств и т.д.;

- поступления от операций по внутренним и внешним финансовым активам, в том числе от продажи ценных бумаг, акций и других форм участия в капитале (в том числе от приватизации государственной собственности); от погашения кредитов, ссуд и займов, а также прочих кредиторских задолженностей;

- поступления от операций по внутренним и внешним обязательствам, в том числе от выпуска и размещения государственных ценных бумаг; получения внутренних и внешних заимствований; признания прочей кредиторской задолженности;

- остатки бюджетных средств на начало года.

6. Доходы, закрепленные как источники формирования республиканского бюджета, перечисляются в республиканский бюджет по месту регистрации плательщика через транзитный счет РОК, за исключением прямых доходов республиканского бюджета.

7. Прямые доходы республиканского бюджета образуются за счет:

- налоговых поступлений в виде концессионного платежа;

- неналоговых поступлений, в том числе: процентов по депозитам Правительства, размещенным в НБКР; средств, полученных в результате применения мер материальной, административной и уголовной ответственности; прочих неналоговых поступлений.

8. Для учета поступления прямых доходов республиканского бюджета в Центральном казначействе ведется КСК "Прямые доходы республиканского бюджета". В КСК "Прямые доходы республиканского бюджета" отражаются государственные доходы, ежедневно поступающие напрямую в республиканский бюджет, на текущий счет Казначейства и дополнительные счета, которые подтверждаются соответствующими платежными документами и МКП, выписанными и переданными РОК.

9. Записи по учету операций поступлений ресурсов республиканского бюджета и их последующее использование в целях финансирования обязательств по расходам республиканского бюджета осуществляются в КСК "Республиканские (нераспределенные) ресурсы" следующим образом:

а) по кредиту КСК "Республиканские (нераспределенные) ресурсы" отражаются поступления ресурсов республиканского бюджета, в том числе:

- доходы республиканского бюджета, в том числе: доходы республиканского бюджета, полученные по счету перевода ЦК-РОК; прямые доходы, зачисленные на ТСК-1; проценты, начисленные по депозитам Правительства; проценты, начисленные по ранее выданным ссудам и иностранным кредитам; возврат бюджетных средств прошлых лет; трансферты и другие;

- поступления от выпуска государственных ценных бумаг;

- получение внутренних и внешних заимствований;

- поступления от продажи акций и других форм участия в капитале;

- поступления от операций по прочим финансовым и нефинансовым активам, а также от операций по принятию прочих обязательств; например, поступления от продажи ценных бумаг, разбронирования товарно-материальных запасов, реализации и продажи оборудования, зданий и сооружений, квартир, транспортных средств и т.д.;

- ресурсов, поступивших в результате погашения ссуд другими уровнями государственного бюджета, а также погашения ссуды предприятиями, финансовыми учреждениями и населением;

б) по кредиту КСК "Республиканские (нераспределенные) ресурсы" со знаком "минус" отражаются следующие операции:

- по возврату поступивших доходов в Центральное казначейство, зачисленных на ТСК-1 и предназначенных для перечисления на транзитные счета РОК в зависимости от территориального местонахождения налогоплательщика;

- по прочим бюджетным платежам и расходам;

в) по дебету КСК "Республиканские (нераспределенные) ресурсы" отражаются операции по:

- финансированию прямых операций Центрального казначейства, связанных с расходами по выплатам основной суммы и процентов по государственным ценным бумагам; выплатам основной суммы и процентов по государственному внешнему долгу; обязательствам перед Социальным фондом Кыргызской Республики; выплатам долевых и членских взносов в международные организации; оплате банкам-агентам за оказанные услуги по обслуживанию; погашению задолженности населению по индексированным суммам; выпуску кредитов, ссуд и займов (предоставление бюджетных ссуд и кредитов предприятиям и организациям); приобретению финансовых и нефинансовых активов; прочим текущим расходам; другим платежам из бюджета;

- переведенные ресурсы посредством МКП, в том числе по финансированию главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, обслуживающихся в РОК; по переводу текущих грантов другим единицам сектора государственного управления; по выпуску ссуды другим уровням государственного управления (предоставление бюджетных ссуд и кредитов местным бюджетам) и другие;

г) по дебету КСК "Республиканские (нераспределенные) ресурсы" со знаком "минус" отражаются операции по учету:

- остатков неиспользованных бюджетных средств по завершении соответствующего финансового года, переведенных РОК;

- прочих операций.

10. Операции, произведенные на дополнительных счетах, отражаются в ежедневных сведениях Центрального казначейства "Прямые операции" в разделе "Дополнительные счета" отдельно по каждому счету. Основанием для подготовки ежедневных сведений и ведения учета в КСК по каждому дополнительному счету является банковская выписка.

11. Ресурсы, поступившие на дополнительные счета в иностранной валюте, учитываются в национальной валюте по учетному курсу НБКР, установленному на день их поступления.

12. В случае образования курсовой разницы при снятии средств с дополнительных счетов для их зачисления на ТСК-1 сумма курсовой разницы указывается в ежедневных сведениях как прибыль (+)/убыток (-). При этом, курсовая разница в отчетности отражается по уровню бюджетной классификации 14511300 "Курсовая прибыль/убыток".

13. Средства, поступившие на дополнительные счета, учитываются в ресурсной части республиканского бюджета (КСК "Республиканские (нераспределенные) ресурсы") в день их отражения в ежедневных сведениях Центрального казначейства.

14. Снятие средств с дополнительных счетов производится Центральным казначейством путем их перечисления на текущий счет Центрального казначейства по бюджетным средствам.

15. Снятие средств со счетов Встречных фондов осуществляется в установленном порядке согласно действующим нормативным актам для выполнения требований определенных программ или для покрытия расходов государственного бюджета.

III. Процедуры учета и отражения операций по распределению и использованию ресурсов республиканского бюджета в КСК "Республиканские (нераспределенные) ресурсы"

16. Бюджетные средства, направленные из республиканского бюджета на финансирование бюджетных учреждений и организаций, отражаются по дебету КСК "Республиканские (нераспределенные) ресурсы".

17. По завершении операционного дня или отчетного месяца, сальдо в КСК "Республиканские (нераспределенные) ресурсы" может иметь "положительное" или "отрицательное" значение в зависимости от полученных ресурсов и произведенных операций по финансированию.

18. При образовании дебетового (отрицательного) сальдо в КСК "Республиканские (нераспределенные) ресурсы" расходы с казначейских счетов бюджетных учреждений, состоящих на республиканском и местном бюджетах, как по бюджетным, так и по специальным средствам, не прекращаются.

19. Центральное казначейство осуществляет ежедневный мониторинг и контроль остатков денежных средств на счетах ТСК-1 и ТСК-2, сальдо которых должно иметь "положительное" значение. Не допускается наличие "отрицательного" сальдо на ТСК-1 и ТСК-2.

20. Для обеспечения достаточными средствами по выполнению всех обязательств республиканского бюджета Центральное казначейство осуществляет контроль за доходными и расходными операциями бюджетных учреждений и пользуется свободными остатками средств органов государственной власти (государственных органов) и местных органов самоуправления (республиканские и местные распределенные ресурсы, местные нераспределенные ресурсы), которые размещены на текущих счетах Казначейства.

21. Центральное казначейство управляет счетами Министерства финансов и Центрального казначейства в НБКР и при необходимости финансирования первоочередных и неотложных общегосударственных расходов может использовать средства текущих счетов Казначейства путем перечисления средств с одного счета на другой счет, на условиях последующего возврата до окончания финансового года. Такие операции в банковской выписке и ежедневных сведениях отражаются отдельной строкой "Пополнение счета".

IV. Процедуры учета операций по поступлениям, распределению и использованию ресурсов республиканского бюджета по завершении финансового года

22. По завершении финансового года, сальдо в КСК "Республиканские (нераспределенные) ресурсы" должно иметь "положительное" значение и сохранено в размерах оборотной кассовой наличности, установленной законом о республиканском бюджете Кыргызской Республики на соответствующий финансовый год.

23. Финансовый разрыв на 31 декабря текущего финансового года не допускается.

24. Все изменения и дополнения в сметные назначения на соответствующий год, вносимые соответствующим структурным подразделением Министерства финансов, должны быть завершены до 31 декабря текущего финансового года. При получении дополнительных ресурсов республиканского бюджета Центральное казначейство обеспечивает выполнение всех обязательств по расходной части в рамках бюджета соответствующего финансового года.

25. Центральное казначейство проводит анализ исполнения республиканского бюджета и прогнозирует его исполнение до конца текущего финансового года. В случае недостаточности ресурсов и необходимости покрытия имеющегося финансового разрыва к концу года Центральное казначейство обязано приостановить финансирование расходов республиканского бюджета по незащищенным статьям расходов на сумму финансового разрыва и оборотной кассовой наличности.

26. В период по продлению финансового года (заключительные обороты) Центральным казначейством и РОКами проводятся следующие процедуры:

1) финансирование из республиканского бюджета Кыргызской Республики в отчетном году осуществляется по 31 декабря (включительно) строго в пределах ресурсов текущего отчетного года;

2) финансирование расходов по бюджету финансового года, следующего за отчетным, не производится, за исключением расходов, связанных с погашением государственного долга Кыргызской Республики;

3) все доходы, поступающие с 1 января финансового года, следующего за отчетным, на транзитные счета РОК и текущие счета Центрального казначейства в НБКР (ТСК-1 и ТСК-2) отражаются в отчетах финансового года, следующего за отчетным, кроме:

- подоходного налога, образующегося за счет выплаты заработной платы учреждениям, состоящим на республиканском и местном бюджетах, в период заключительных оборотов (перечисляемого внутриказначейскими и межказначейскими поручениями);

- ресурсов, поступающих с накопительных (дополнительных и других) счетов Министерства финансов и Центрального казначейства в НБКР и зачисляемых на ТСК-1 (так как остатки на указанных счетах по завершении финансового года должны иметь нулевой баланс).