УТРАЧИВАЕТ СИЛУ
с 1 января 2017 года в соответствии с Законом КР от 16 мая 2016 года N 60

ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

от 28 мая 1994 года N 1553-XII

Об основных положениях Казначейства Кыргызской Республики

(Введен в действие постановлением Жогорку Кенеша Кыргызской Республики от 28 мая 1994 года N 1554-XII)

Настоящий Закон определяет статус Казначейства в Министерстве финансов Кыргызской Республики как основного компонента управления бюджетно-налоговой сферой органов государственной власти и местного самоуправления и как органа, играющего ведущую роль в контроле над расходами и доходами государства, управлении всеми денежными ресурсами государства, контроле за долгом и активами государства.

Глава I
Общие положения

Статья 1. Казначейство Кыргызской Республики

1. Казначейство является неотъемлемой частью Министерства финансов Кыргызской Республики. Возглавляет его директор. Казначейство состоит из Центрального казначейства и его региональных отделений в городе Бишкеке, в областях и районах. Министр финансов Кыргызской Республики определяет место расположения, штатное расписание и количество региональных отделений Казначейства. Региональное отделение Казначейства возглавляется заведующим Казначейства.

2. Директор Казначейства и все сотрудники Центрального казначейства и заведующие региональных отделений назначаются Министром финансов Кыргызской Республики. Все расходы системы Казначейства финансируются из республиканского бюджета.

3. Региональные отделения Казначейства отчитываются перед Центральным казначейством и непосредственно контролируются им. Они поддерживают тесные связи с местными филиалами коммерческих банков и работают в сотрудничестве с местными органами государственной власти и самоуправления в соответствии с указаниями Центрального казначейства.

4. Центральное казначейство и его региональные отделения имеют печать с изображением Государственного герба Кыргызской Республики и надписью "Казначейство Министерства финансов Кыргызской Республики" на кыргызском и русском языках.

Статья 2. Обязанности и функции Казначейства

Основными обязанностями и функциями Казначейства являются:

а) контроль за исполнением республиканского и местных бюджетов, одобренных Жогорку Кенешем и местными кенешами с учетом последующих изменений;

б) отслеживание хода исполнения бюджетов и представление отчетов Министру финансов Кыргызской Республики и соответствующим органам государственной власти и местного самоуправления о ходе исполнения бюджетов;

в) упорядочение системы банковского обслуживания Правительства Кыргызской Республики и контроль над всеми правительственными банковскими счетами;

г) аккумуляция всех государственных денежных средств: включая бюджетные и внебюджетные средства в национальной и иностранной валюте;

д) управление и контроль за всеми движениями денежных средств, для своевременного осуществления расходов, одобренных Жогорку Кенешем и местными кенешами;

е) разработка положений по учету доходных и расходных операций органов государственной власти и местного самоуправления, происходящих как внутри страны, так и за рубежом, и контроль за их использованием;

ж) управление государственными активами, а также внутренним и внешним долгом государства и контроль за ними;

з) разработка и ведение системы классификации бюджета и счетов, соответствующих международным стандартам;

и) создание иерархического плана счетов Казначейства на основе метода двойной проводки и в соответствии с системой классификации бюджетов и счетов;

й) подготовка ежемесячных и годовых счетов Казначейства по операциям республиканских и местных органов управления;

к) создание эффективной внутренней ревизионно-аудитной системы для обеспечения надлежащего ведения счетов по государственным финансовым операциям и другим документов всех республиканских и местных бюджетных организаций;

л) разработка руководящих положений и других нормативных документов Казначейства по ведению государственных финансовых операций, бухгалтерского учета, государственных банковских операций и внутреннего аудита;

м) компьютеризация операций Казначейства.

Статья 3. Гласность и отчетность операций Казначейства

1. Казначейство обеспечивает гласность и отчетность всех государственных финансовых операций.

2. Годовые отчеты, подготовленные Казначейством по республиканскому бюджету, предоставляются на рассмотрение Жогорку Кенеша, а по местным бюджетам - местных кенешей.

Эти отчеты, как и другие документы Казначейства, доступны для официального предусмотренного законом аудита.

Глава II
Консолидированный фонд Кыргызской Республики

Статья 4. Создание Консолидированного фонда Кыргызской Республики

1. Казначейство образует Консолидированный фонд Кыргызской Республики (в дальнейшем Консолидированный фонд). В Консолидированный фонд направляются все доходы и поступления органов государственной власти и местного самоуправления. Все расчетные операции республиканских и местных организаций осуществляются из Консолидированного фонда.

2. Денежные ресурсы Консолидированного фонда находятся в Национальном банке Кыргызской Республики на одном текущем счете (в дальнейшем счет Казначейства). Казначейство вправе открывать дополнительные текущие счета в Национальном банке для обслуживания платежей и поступлений таких крупных государственных целевых Фондов, как, например, Социальный фонд. Остатки на таких дополнительных счетах рассматриваются как неотъемлемая часть Консолидированного фонда и их учет ведется в составе Консолидированного фонда. Казначейство обеспечивает образование таких дополнительных счетов только в исключительных случаях.

3. В течение шести месяцев после образования Казначейство завершает закрытие всех видов банковских счетов республиканских и местных бюджетных учреждений в национальной валюте, находящихся в коммерческих банках и в Национальном банке Кыргызской Республики. Остатки на этих счетах будут перечислены на счет Казначейства. Любые исключения из этого положения требуют обоснования правомерности этих действий в интересах государства и подтверждения Казначейства и одобрения Министра финансов Кыргызской Республики.

4. Казначейство также закрывает все валютные счета бюджетных организаций и эти ресурсы направляются в Консолидированный фонд.

5. Управление Консолидированным фондом является исключительной прерогативой Казначейства. Казначейство также является владельцем счета Казначейства и дополнительных счетов, входящих в состав Консолидированного фонда. Ни Национальный банк Кыргызской Республики, ни другие учреждения или лица не имеют права производить операции по этим счетам без распоряжения Казначейства.

6. Ни одно бюджетное учреждение - республиканское или местное, за исключением случаев, строго соответствующих руководящим положения, разработанным Казначейством, не имеет полномочий на снятие средств из Консолидированного фонда.

Глава III
Система банковского обслуживания

Статья 5. Система организации работы с коммерческими банками

1. Без специального разрешения Казначейства ни одно республиканское или местное бюджетное учреждение не имеет полномочий на открытие счета ни в одном банке. Казначейство вправе, в интересах государства, отозвать ранее данные полномочия на открытие счета и закрыть все или любой из этих банковских счетов, независимо от того является ли он бюджетным, специальным, депозитным или другим счетом.

2. Казначейство определяет по согласованию с Национальным банком Кыргызской Республики региональные отделения коммерческих банков (в дальнейшем называемые банками-агентами) в городе Бишкеке, в других городах и селах Кыргызстана, действующих в качестве агентов Национального банка Кыргызской Республики по осуществлению финансовых операций органов государственной власти и местного самоуправления. Комиссионная плата за оказанную услугу банкам-агентам определяется Казначейством по договоренности с банками-агентами и Национальным банком Кыргызской Республики. Комиссионная плата, определенная таким образом, является одинаковой для всех банков-агентов, имеющих отношение к государственным денежным операциям.

Размер оплаты определяется за одну операцию, проведенную банком-агентом независимо от проведенной суммы. Казначейство разрабатывает механизмы осуществления расчетных операций по оплате услуг банков-агентов.

3. За исключением случаев, специально предусмотренных Казначейством или законодательством, изъятие средств из Консолидированного фонда осуществляется только по платежным поручениям или чекам, представляемым банкам-агентам к оплате, обязательно подписанным сотрудником Казначейства.

4. Казначейство разрабатывает рабочий механизм осуществления банками-агентами ежедневных операций по доходам и расходам государства. Оно также разрабатывает, по согласованию с Национальным банком Кыргызской Республики, эффективный механизм, обеспечивающий банкам-агентам своевременное осуществление расчетов по своему счету против текущего счета Казначейства в Национальном банке Кыргызской Республики.

Глава IV
Исполнение бюджета

Статья 6. Роль Казначейства в исполнении бюджета

1. Казначейство несет ответственность за осуществление эффективного контроля за исполнением бюджета, одобренного органами государственной власти и местного самоуправления, и представляет регулярную информацию о ходе исполнения бюджета соответствующим заинтересованным органам.

2. Казначейство по согласованию с административными властями определяет для каждого бюджетного учреждения ближайший филиал Казначейства, который осуществляет контроль за исполнением бюджета данного учреждения.

3. Органы государственной власти и местного самоуправления, наделенные полномочиями на утверждение сметы расходов, обязаны представлять информацию о бюджетных ассигнованиях каждого бюджетного учреждения соответствующему региональному отделению Казначейства. Любые последующие изменения в бюджетных ассигнованиях должны быть представлены региональному отделению Казначейства.

4. Местные налоговые и таможенные инспекции обязаны представлять свои прогнозы о доходных поступлениях региональному отделению Казначейства, а их центральные органы сводный прогноз Центральному казначейству.

5. Бюджетные организации обязаны уведомлять соответствующие региональные отделения Казначейства о прогнозных размерах доходных поступлений как неналоговых, так и внебюджетных.

6. Казначейство подготавливает отчеты о ходе поступления платежей в бюджет и исполнения бюджетных смет, предупреждает вышестоящие органы государственной власти о снижении доходных поступлений, задержке в погашении ссуд или перерасходу бюджетных средств против утвержденных смет.

7. Казначейство ведет отдельный учет доходов и расходов государственных органов власти и местного самоуправления.

Статья 7. Контроль за платежными операциями посредством банков-агентов

Казначейство наделено полномочиями на осуществление платежных операций от имени всех республиканских и местных бюджетных организаций. В соответствии с разработанными Казначейством положениями все бюджетные организации представляют свои заявки на осуществление платежных операций со всеми необходимыми документами соответствующему филиалу Казначейства: последний, после необходимой проверки документов и наличия средств и бюджетных ассигнований, визирует платежные поручения (чек) для осуществления платежа банком-агентом.

Статья 8. Прямые операции

Операции особого характера, имеющие отношение к Консолидированному фонду, но не проходящие через региональные отделения Казначейства, должны контролироваться и учитываться непосредственно Центральным казначейством Министерства финансов Кыргызской Республики. Такими операциями являются операции, имеющие отношение к внутреннему и внешнему долгу, претензиям Национального банка Кыргызской Республики Правительству Кыргызской Республики относительно процентов и других вопросов, оплата за услуги и другие такого рода сделки (операции). Казначейство разрабатывает положения для управления такими операциями по согласованию с Национальным банком Кыргызской Республики.

Статья 9. Финансовые обязательства

Казначейство разрабатывает соответствующие процедуры, обеспечивающие как бюджетным учреждениям, так и региональным отделениям Казначейства ведение тщательного контроля за выполнением финансовых обязательств, а также за периодическими неизбежными расходами бюджетных учреждений. Как правило, обязательства не принимаются без предварительного обеспечения бюджетными и кассовыми (наличными) средствами для проведения платежей по обязательствам при их фактическом появлении.

Статья 10. Контролирование государственных поступлений

1. Все доходные поступления в национальной и иностранной валюте, которые по праву принадлежат государству - налоговые, неналоговые, бюджетные, внебюджетные, периодические и единовременные, отчисления в целевые фонды, трансферты, кредитные фонды и любые другие виды государственных доходов немедленно и полностью направляются (кредитуются) в Консолидированный фонд, за исключением случаев, предусмотренных в положениях разработанных Казначейством. Запрещается преднамеренная задержка поступлений государственных доходов в Консолидированный фонд со стороны работников государственных учреждений.

2. В Положениях Казначейства устанавливаются механизмы поступления государственных доходов в Консолидированный фонд и ведения учета всех поступлений.

3. Казначейство несет ответственность за распределение налоговых доходов между республиканскими и местными бюджетами в соответствии с Законом о республиканском бюджете и другими законами, регулирующими распределение доходов между различными бюджетами.

4. Ни один государственный служащий не имеет права направлять государственные доходы на осуществление любых видов расходов, за исключением случаев, предусмотренных законами или положениями, разработанными Казначейством.

Глава V
Управление долгом и активами

Статья 11. Управление государственным долгом и непредвиденными обязательствами

1. Казначейство под руководством Министра финансов Кыргызской Республики выступает в качестве единственного органа, принимающего решения по всем вопросам привлечения и предоставления кредитов. Оно отвечает за управление внутренним и внешним долгом Правительства Кыргызской Республики, уполномочивает осуществление платежей по долговым обязательствам и ведет учет платежей, а также управляет всеми правительственными гарантиями и непредвиденными обязательствами.

2. Министерство финансов Кыргызской Республики или уполномоченный им орган наделяется полномочиями на подписание от имени Правительства Кыргызской Республики контрактов по привлечению заемных средств и предоставлению кредитов.

3. Казначейство ведет все документы в оригиналах (подлинные) и регистрирует все соглашения по привлечению заемных средств и предоставлению кредитов, включая непредвиденные обязательства Правительства Кыргызской Республики.

4. Ни одна организация или индивидуальное лицо не наделены полномочиями брать обязательства по привлечению заемных средств, кредитов или предоставлению кредитов от имени Правительства Кыргызской Республики или обеспечивать правительственной гарантией для поддержания таких операций между любыми агентами, без одобрения Министерства финансов Кыргызской Республики (Казначейства).

5. Казначейство регулирует эмиссию правительственных ценных бумаг в тесном сотрудничестве с Национальным банком Кыргызской Республики.

Статья 12. Управление государственными финансовыми активами

Казначейство отвечает за управление финансовыми активами государства, включая кредиты, предоставляемые предприятиям и их погашение. Оно также осуществляет контроль за управлением государственными доходными поступлениями, полученными от реализации государственных финансовых активов, включая средства, поступившие от приватизационных операций.

Глава VI
Учет и отчетность в казначействе

Статья 13. План счетов

Казначейство отвечает за составление и управление Планом счетов для:

1) ведения учета всех республиканских и местных бюджетных учреждений;

2) составления сводных ежемесячных и годовых балансовых отчетов Казначейства, отражающих денежные операции органов государственной власти и местного самоуправления;

3) ведения учета правительственных финансовых активов и пассивов.

Статья 14. Годовые отчеты

Казначейство представляет, в течение двух месяцев после окончания финансового года, консолидированный годовой отчет республиканских и местных бюджетов на рассмотрение соответственно Жогорку Кенеша и местных кенешев.

Статья 15. Информационные отчеты по управлению

Казначейство составляет регулярные и своевременные информационные отчеты о состоянии государственных финансовых операций, включающих аналитические сводные отчеты о фискальной позиции Правительства Кыргызской Республики, состоянии исполнения бюджета, ходе сбора государственных доходов, финансовой деятельности целевых фондов, положении балансов правительственных счетов. Оно подготавливает краткосрочные прогнозы о возможных поступлениях доходов и расходах, а также прогнозирование движения денежных средств.

Статья 16. Структура классификации

В целях создания эффективной основы для системы финансового контроля, а также современной системы управления правительственных фискальных операций Казначейство пересматривает структуру классификации бюджета и счетов и осуществляет контроль за их ведением.

Глава VII
Внутренний аудит

Статья 17. Внутренний аудит бюджетных учреждений

Казначейство организует и управляет системой внутреннего финансового аудита для обеспечения надлежащего и экономного использования правительственных фондов и соблюдения бюджетными организациями всех нормативных актов Казначейства и других финансовых инструкций. Оно также осуществляет контроль за процедурами финансового управления бюджетных учреждений и дает рекомендации по их усовершенствованию.

 

Президент Кыргызской Республики

 

А.Акаев