УТРАЧИВАЕТ СИЛУ
с 1 января 2017 года в соответствии с Законом КР от 16 мая 2016 года N 60

ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

от 11 июня 1998 года N 78

Об основных принципах бюджетного права в Кыргызской Республике

(В редакции Законов КР от 13 июля 1999 года N 69, 9 августа 2002 года N 138, 12 июля 2003 года N 125, 25 сентября 2003 года N 216, 20 июля 2004 года N 93, 17 сентября 2004 года N 169, 15 июля 2006 года N 110, 14 февраля 2008 года N 14, 17 октября 2008 года N 226, 17 февраля 2009 года N 54, 18 мая 2009 года N 157, 15 июня 2009 года N 184, 17 июля 2009 года N 232, 28 января 2010 года N 14, 17 февраля 2011 года N 1, 28 июня 2012 года N 90, 29 июня 2012 года N 91, 25 июля 2012 года N 141, 10 октября 2012 года N 170, 6 февраля 2013 года N 13, 17 июля 2013 года N 149, 3 августа 2013 года N 186, 7 августа 2013 года N 189, 15 ноября 2013 года N 201, 3 марта 2015 года N 48,  22 июня 2016 года N 83, 22 июня 2016 года N 85)

Настоящий Закон определяет основные принципы формирования и исполнения республиканского бюджета и местных бюджетов Кыргызской Республики.

Раздел I
Общие положения

Статья 1. Состав бюджетной системы и самостоятельность бюджетов

Бюджетная система Кыргызской Республики - регламентируемая нормами права система отношений по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению республиканского и местных бюджетов, внебюджетных фондов, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Кыргызской Республики.

Основой самостоятельности бюджетов является наличие установленных законодательством Кыргызской Республики собственных источников доходов у всех звеньев бюджетной системы.

Вмешательство органов государственной власти в процесс составления и утверждения местных бюджетов не допускается, за исключением случаев, связанных с несоблюдением в местных бюджетах нормативов отчислений от общегосударственных налогов и других доходов, а также размеров трансфертов.

Вмешательство органов государственной власти в процесс исполнения местных бюджетов исполнительными органами местного самоуправления не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.

(В редакции Законов КР от 20 июля 2004 года N 93, 17 июля 2009 года N 232)

Статья 2. Бюджетный процесс

Республиканский бюджет и местные бюджеты составляются и утверждаются сроком на три года - очередной бюджетный год и два последующих прогнозируемых года.

Республиканский бюджет составляется и исполняется Правительством Кыргызской Республики, местные бюджеты - исполнительными органами местного самоуправления. Республиканский бюджет рассматривается и утверждается Жогорку Кенешем Кыргызской Республики, местные бюджеты - айылными и городскими кенешами.

Бюджет судебной власти формируется самостоятельно судебной властью и по согласованию с исполнительной и законодательной властью включается в республиканский бюджет и является его составной частью.

Порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения республиканского бюджета определяется настоящим Законом, а местных бюджетов - настоящим Законом, Законом Кыргызской Республики "О финансово-экономических основах местного самоуправления, другими законами Кыргызской Республики и решениями айылных и городских кенешей в рамках законодательства Кыргызской Республики.

Изменения в Закон о республиканском бюджете, проекты законов о введении или отмене налогов, об освобождении от их уплаты, изменении финансовых обязательств государства, другие проекты законов, предусматривающие увеличение расходов, покрываемых за счет государственного бюджета, либо сокращение его доходной части, могут быть приняты только с согласия Правительства Кыргызской Республики.

(В редакции Законов КР от 13 июля 1999 года N 69, 20 июля 2004 года N 93, 17 октября 2008 года N 226, 18 мая 2009 года N 157)

Статья 3. Государственный (консолидированный) бюджет

Министерство финансов Кыргызской Республики ежегодно рассчитывает укрупненные прогнозные показатели государственного (консолидированного) бюджета Кыргызской Республики на очередной бюджетный год и два последующих прогнозируемых года, а также формирует государственный (консолидированный) бюджет и годовой отчет о его исполнении путем суммирования утвержденных в установленном порядке бюджетов, входящих в бюджетную систему Кыргызской Республики, и годовых отчетов о их исполнении.

Государственный (консолидированный) бюджет Кыргызской Республики сосредотачивает в себе часть валового внутреннего продукта (ВВП) государства, является основным финансовым планом образования и использования фонда его денежных средств и представляет собой сметы доходов и расходов соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления.

(В редакции Законов КР от 20 июля 2004 года N 93, 17 октября 2008 года N 226)

Статья 4. Бюджет и органы государственной власти и местного самоуправления

Закон о республиканском бюджете Кыргызской Республики уполномочивает Правительство Кыргызской Республики, органы местного самоуправления на осуществление расходов и принятие обязательств.

(В редакции Закона КР от 20 июля 2004 года N 93)

Статья 5. Бюджетное регулирование и бюджетно-финансовая политика

Бюджетное регулирование и прогнозирование является составной частью регулирования экономики и прогнозирования социально-экономического развития Кыргызской Республики.

Правительство Кыргызской Республики, органы местного самоуправления проводят единую бюджетно-финансовую политику.

Кыргызская Республика в рамках межгосударственных соглашений и международных договоров координирует бюджетно-финансовую политику республики с другими государствами.

(В редакции Закона КР от 20 июля 2004 года N 93)

Статья 6. Межбюджетные отношения

Межбюджетными отношениями является совокупность отношений между органами государственного управления, органами местного самоуправления по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, а также организации и осуществления бюджетного процесса.

Межбюджетные отношения основаны на четком разграничении функций и полномочий между государственными органами и органами местного самоуправления, едином распределении доходов и расходов между республиканским и местными бюджетами, единстве методологии бюджетного регулирования.

Взаимоотношения между республиканским бюджетом и местными бюджетами регулируются настоящим Законом, Законом Кыргызской Республики "О финансово-экономических основах местного самоуправления", другими нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.

Не допускается передача отдельных видов закрепленных источников доходов из одного уровня бюджета в другой уровень бюджета.

Межбюджетные отношения основываются на следующих принципах:

- распределение и закрепление доходов за каждым бюджетом бюджетной системы Кыргызской Республики;

- разграничение на постоянной или долговременной основе расходных полномочий органов государственной власти и местного самоуправления;

- определение на постоянной или долговременной основе нормативов распределения общегосударственных налогов и других доходов между бюджетами;

- выравнивание уровней минимальной бюджетной обеспеченности местных бюджетов;

- возмещение расходов, связанных с передачей расходных полномочий или принятием решений, вызвавших дополнительные расходы или потери доходов бюджетов.

Взаимоотношения между республиканским бюджетом и местными бюджетами регулируются посредством установления нормативов отчисления от общегосударственных налогов и других доходов и трансфертов.

В систему трансфертов включаются:

- выравнивающие гранты;

- стимулирующие гранты;

- категориальные гранты;

- средства, передаваемые по взаимным расчетам из одного бюджета в другой бюджет;

- бюджетные ссуды.

(В редакции Закона КР от 17 июля 2009 года N 232)

Статья 7. Согласование законодательных и нормативных актов

Проекты законов и других нормативных правовых актов, в которых находят отражение вопросы, касающиеся республиканского бюджета, предварительно согласовываются с Министерством финансов Кыргызской Республики.

Нормативные правовые акты Кыргызской Республики в части вопросов, касающихся бюджета и финансов, должны соответствовать настоящему Закону, Закону Кыргызской Республики "О финансово-экономических основах местного самоуправления" и законам Кыргызской Республики о республиканском бюджете.

(В редакции Закона КР от 20 июля 2004 года N 93)

Статья 8. Координационный совет по макроэкономической и инвестиционной политике при Правительстве Кыргызской Республики

Координационный совет по макроэкономической и инвестиционной политике при Правительстве Кыргызской Республики (далее - Координационный совет) является совещательным органом, обеспечивающим координацию действий ключевых министерств, государственных комитетов и административных ведомств по осуществлению экономической политики.

Состав Координационного совета определяет Президент Кыргызской Республики.

Координационный совет возглавляет Премьер-министр Кыргызской Республики.

Координационный совет вправе привлекать для участия в своих заседаниях других руководителей органов исполнительной власти.

При рассмотрении проекта бюджета в состав Координационного совета входят депутаты члены профильного комитета Жогорку Кенеша Кыргызской Республики и председатель Совета судей Кыргызской Республики.

(В редакции Законов КР от 17 сентября 2004 года N 169, 22 июня 2016 года N 85)

Статья 9. Среднесрочный прогноз бюджета

Среднесрочный прогноз бюджета представляет собой инструмент управления государственными финансами, позволяющий Правительству Кыргызской Республики иметь представление о будущих объемах ресурсов с целью планирования предстоящих расходов в целом и по каждой отрасли, четко определить приоритетные направления деятельности государства, особенно в части приоритетных инвестиционных проектов.

Среднесрочный прогноз бюджета составляется на три года, следующих за текущим, и должен отражать показатели текущего бюджетного года и трех последующих лет.

Разработка среднесрочного прогноза бюджета осуществляется на основе показателей экономического прогноза, утвержденного Правительством Кыргызской Республики.

Среднесрочный прогноз должен содержать следующие показатели:

а) доходы бюджета с выделением основных видов налогов и других доходов;

б) расходы бюджета в разрезе основных групп расходов с выделением текущих расходов, бюджет развития (в том числе капитальные вложения, геологоразведочные работы, наука и др.);

в) дефицит бюджета и источники его покрытия.

Среднесрочный прогноз бюджета представляется Министерством финансов Кыргызской Республики в Координационный совет не позднее 1 мая текущего года.

Координационный совет по макроэкономической и инвестиционной политике при Правительстве Кыргызской Республики рассматривает среднесрочный прогноз бюджета до 15 мая и завершает разработку основных принципов, устанавливая максимальные размеры расходов по министерствам, государственным комитетам, административным ведомствам, государственным комиссиям, другим органам, финансируемым из бюджета, за исключением судебной системы.

Утвержденные Координационным советом по макроэкономической и инвестиционной политике при Правительстве Кыргызской Республики показатели среднесрочного прогноза бюджета в виде контрольных цифр доводятся до министерств, государственных комитетов, административных ведомств, государственных комиссий, других органов, финансируемых из республиканского бюджета, за исключением судебной системы, Министерством финансов Кыргызской Республики.

Среднесрочный прогноз бюджета пересматривается не реже одного раза в полгода в случае изменения налоговой и бюджетной политики и экономической ситуации.

Показатели прогноза используются для определения доходной и расходной частей бюджета на предстоящий год.

Координационный совет по макроэкономической и инвестиционной политике при Правительстве Кыргызской Республики после разработки среднесрочного прогноза бюджета представляет его на одобрение Президенту Кыргызской Республики.

(В редакции Законов КР от 25 сентября 2003 года N 216, 20 июля 2004 года N 93, 17 сентября 2004 года N 169, 18 мая 2009 года N 157, 28 июня 2012 года N 90)

Статья 10. Кассовое исполнение бюджета

Кассовое исполнение бюджета осуществляется Центральным казначейством Министерства финансов Кыргызской Республики и его региональными отделениями через банки-агенты.

Комиссионная плата за оказанные услуги определяется Центральным казначейством Министерства финансов Кыргызской Республики на конкурсной основе.

Статья 11. Бюджетный год

Бюджетным годом на территории Кыргызской Республики является промежуток времени с 1 января по 31 декабря включительно.

(Часть вторая утратила силу в соответствии с Законом КР от 28 июня 2012 года N 90)

(В редакции Закона КР от 28 июня 2012 года N 90)

Статья 12. Гласность бюджетного процесса

Рассмотрение и утверждение республиканского и местных бюджетов производится Жогорку Кенешем Кыргызской Республики, айылными и городскими кенешами гласно и публично, за исключением рассмотрения вопросов, отнесенных законодательством Кыргызской Республики к категории государственных тайн, разглашение которых может нанести ущерб государственным интересам, суверенитету, экономической и государственной безопасности.

Постановления Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по отчету об исполнении республиканского бюджета, айылных и городских кенешей - об исполнении местных бюджетов, Закон Кыргызской Республики о республиканском бюджете и решения айылных и городских кенешей о местных бюджетах на очередной бюджетный год и два последующих прогнозируемых года подлежат публикации в средствах массовой информации.

(В редакции Законов КР от 20 июля 2004 года N 93, 17 октября 2008 года N 226)

Статья 13. Сроки представления государственного (консолидированного) бюджета и отчетов о его исполнении

Государственный (консолидированный) бюджет на текущий год и два последующих прогнозируемых года представляется Правительству Кыргызской Республики после утверждения местных бюджетов, а годовой отчет о его исполнении - до 20 мая года, следующего за отчетным. В отчет об исполнении бюджета также включается информация о реализации Программы государственных инвестиций.

Правительство Кыргызской Республики представляет Президенту Кыргызской Республики государственный (консолидированный) бюджет после утверждения местных бюджетов, а годовой отчет о его исполнении - не позднее 15 июня года, следующего за отчетным.

Министр финансов Кыргызской Республики обеспечивает надлежащее составление и исполнение государственного бюджета.

(В редакции Законов КР от 20 июля 2004 года N 93, 17 октября 2008 года N 226)

Статья 14. Бюджетная классификация

В Кыргызской Республике используется единая классификация доходов и расходов бюджета для республиканского и местных бюджетов, утверждаемая Министерством финансов Кыргызской Республики.

Бюджетная классификация должна обеспечивать унификацию форм бюджетной статистики и сопоставимость с международной практикой.

Проект республиканского бюджета представляется на утверждение в Жогорку Кенеш Кыргызской Республики в соответствии с бюджетной классификацией, которая включает в себя организационную (административную) классификацию (по министерствам, государственным комитетам, административным ведомствам, государственным комиссиям, агентствам и другим органам исполнительной власти).

Статья 15. Бюджетные полномочия органов государственной власти и местного самоуправления

Производимые в процессе исполнения бюджета расходы бюджета не могут превышать их предельные размеры, предусмотренные в бюджетах, утвержденных Жогорку Кенешем Кыргызской Республики, айылными и городскими кенешами.

Изменения показателей утвержденного бюджета как в целом по доходам и расходам, так и по разделам, главам, подглавам доходов и основным группам, группам, подгруппам расходов могут быть приняты Жогорку Кенешем Кыргызской Республики и айылными и городскими кенешами только при наличии конкретных, обоснованных источников покрытия дополнительных расходов и выпадающих доходов.

Решения о выдаче бюджетных ссуд из республиканского бюджета министерствам, государственным комитетам, административным ведомствам, государственным комиссиям, другим центральным органам исполнительной власти, предприятиям и хозяйствующим субъектам независимо от форм собственности принимаются Правительством Кыргызской Республики в пределах средств, предусмотренных на указанные цели в бюджете на соответствующий год, утвержденном Жогорку Кенешем Кыргызской Республики.

Ссуды и кредиты, выдаваемые предприятиям, организациям и другим хозяйствующим субъектам из республиканского бюджета, предоставляются при условии выполнения ими обязательств по уплате процентов и сумм в погашение ранее предоставленных кредитов.

Решения о выдаче бюджетных ссуд местным бюджетам при возникновении у них в процессе исполнения бюджетов трудностей с финансированием первоочередных расходов принимаются Министерством финансов Кыргызской Республики.

В случае если предоставленные из республиканского бюджета бюджетные ссуды не погашены до конца бюджетного года, непогашенная ссуда взыскивается в республиканский бюджет за счет отчислений от общегосударственных налогов и других доходов, зачисляемых в местные бюджеты.

Предоставление ссуд из местных бюджетов регулируется соответствующим договором и нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.

Решения о выдаче ссуд из местного бюджета муниципальным предприятиям и учреждениям, бюджетам одного уровня принимаются исполнительными органами местного самоуправления и утверждаются айылными и городскими кенешами в пределах средств, предусмотренных на указанные цели в местном бюджете.

Решения о списании задолженностей местных бюджетов, а также хозяйствующих субъектов по ссудам, выданным из республиканского бюджета, принимаются Правительством Кыргызской Республики по согласованию с Жогорку Кенешем Кыргызской Республики, а решения о списании задолженностей по ссудам, выданным из местных бюджетов, - исполнительными органами местного самоуправления по согласованию с айылными и городскими кенешами. Решения об изменении условий возврата задолженностей по ссудам, выданным из республиканского бюджета, принимаются Правительством Кыргызской Республики, а по ссудам, выданным из местных бюджетов, - исполнительными органами местного самоуправления по согласованию с айылными и городскими кенешами.

В случае ликвидации юридического лица в связи с банкротством требования кредитора погашаются в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Кыргызской Республики и Законом Кыргызской Республики "О банкротстве (несостоятельности)".

Министерство финансов Кыргызской Республики имеет право перераспределять в процессе исполнения бюджета ассигнования между статьями расходов без уменьшения защищенных статей расходов (заработная плата, денежное довольствие, отчисления в Социальный фонд Кыргызской Республики, медикаменты и перевязочные средства, питание, стипендии, пенсии и пособия, дотации Социальному фонду Кыргызской Республики) в пределах общих расходов по основным группам, группам и подгруппам расходов классификации функций органов государственного управления и местного самоуправления, утвержденных Жогорку Кенешем Кыргызской Республики, а также в пределах общих ассигнований по министерству, государственному комитету, административному ведомству, государственной комиссии и другому центральному органу исполнительной власти, утвержденных постановлением Правительства Кыргызской Республики о республиканском бюджете на соответствующий год.

Министерства, государственные комитеты, административные ведомства, государственные комиссии, другие центральные органы исполнительной власти и прочие распорядители кредитов имеют право по согласованию с Министерством финансов Кыргызской Республики уточнять в процессе исполнения бюджета ассигнования по сметам подведомственных им бюджетных учреждений и организаций в целом и по статьям расходов (не уменьшая расходы на защищенные статьи) в пределах общих ассигнований, утвержденных им постановлением Правительства Кыргызской Республики о республиканском бюджете на соответствующий год.

Правительство Кыргызской Республики имеет право издавать подробные инструкции для реализации вышеозначенных правил и определения любых исключений из таких правил.

Изменения в показатели республиканского и местных бюджетов по основным разделам, главам и подглавам доходов, основным группам, группам и подгруппам расходов, по защищенным статьям расходов, а также по размеру дефицита (профицита) бюджетов, утвержденные в установленном порядке, могут быть внесены Жогорку Кенешем Кыргызской Республики и айылными и городскими кенешами только при особых обстоятельствах на основании мотивированных и обоснованных предложений соответственно Правительства Кыргызской Республики и органов местного самоуправления.

Изменения и дополнения в утвержденные бюджеты вносятся в показатели бюджета текущего года без изменения параметров бюджета последующих прогнозируемых лет.

Министр финансов выступает в качестве единственного агента Правительства Кыргызской Республики по вопросам привлечения внешних и внутренних заемных средств, предоставления кредитов и гарантий.

(В редакции Законов КР от 20 июля 2004 года N 93, 17 сентября 2004 года N 169, 15 июля 2006 года N 110, 17 октября 2008 года N 226, 17 июля 2009 года N 232, 28 июня 2012 года N 90, 29 июня 2012 года N 91)

Законом КР от 29 июня 2012 года N 91 внесены изменения в статью 15, изложенную на государственном языке

Статья 16. Порядок проведения взаиморасчетов между бюджетами

В случае принятия Жогорку Кенешем Кыргызской Республики или Правительством Кыргызской Республики после утверждения бюджетов нормативных актов, в соответствии с которыми увеличиваются расходы или уменьшаются доходы местных бюджетов, соответствующие суммы компенсируются из республиканского бюджета.

Правительству Кыргызской Республики предоставляется право не позднее чем за 30 дней до окончания квартала вносить уточнения во взаимные расчеты республиканского бюджета с местными бюджетами в связи с уточнением показателей по контингенту общегосударственных регулирующих налогов и других доходов, вызванным изменением объемов производства (работ, услуг), уровней цен, темпов инфляции и другими процессами, происходящими в экономике республики.

(В редакции Закона КР от 20 июля 2004 года N 93)

Статья 17. Полномочия органов государственной власти и местного самоуправления по использованию превышения доходов над расходами

Доходы, дополнительно полученные при исполнении республиканского и местных бюджетов, распределяемые по нормативам отчислений, утвержденных Жогорку Кенешем, а также суммы превышения доходов над расходами, образующиеся на конец года в результате перевыполнения доходов или экономии в расходах, остаются в распоряжении соответственно Правительства Кыргызской Республики и органов местного самоуправления, изъятию не подлежат и используются на финансирование расходов соответственно республиканского и местных бюджетов по усмотрению Правительства и айылных и городских кенешей. При перевыполнении плановых показателей по общегосударственному налогу или доходу (с учетом плана по погашению недоимки, сложившейся за предыдущие годы), указанному в статье 31 настоящего Закона, сумма перевыполнения плановых показателей по данному общегосударственному налогу или доходу зачисляется в местный бюджет по установленному Жогорку Кенешем Кыргызской Республики нормативу от суммы перевыполнения.

В отдельных случаях по решению Жогорку Кенеша Кыргызской Республики свободный остаток средств, образовавшийся на конец отчетного финансового года (превышение доходов над расходами за минусом оборотной кассовой наличности, образованной в соответствии со статьей 23 настоящего Закона), в процессе исполнения республиканского бюджета может быть полностью (либо частично) направлен на погашение внутреннего государственного долга Кыргызской Республики.

(В редакции Закона КР от 20 июля 2004 года N 93)

Статья 18. Расходы, осуществляемые до утверждения бюджета

В случае если до конца текущего года проект бюджета не будет утвержден, Правительство Кыргызской Республики и органы местного самоуправления до его утверждения вправе производить расходы ежемесячно в пределах одной двенадцатой части годовой суммы расходов, предусмотренной в проекте бюджета, внесенном Правительством Кыргызской Республики на рассмотрение Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, исполнительными органами местного самоуправления - айылных и городских кенешей.

(В редакции Законов КР от 17 октября 2008 года N 226, 29 июня 2012 года N 91)

Законом КР от 29 июня 2012 года N 91 внесены изменения в статью 18, изложенную на государственном языке

Статья 19. Доходы бюджета

Доходы бюджета образуются преимущественно за счет поступлений прямых и косвенных налогов, неналоговых и других доходов, установленных Налоговым кодексом и законами Кыргызской Республики.

Доходы, поступившие в бюджет, используются для финансирования расходов бюджета в соответствии с законом Кыргызской Республики о республиканском бюджете и нормативными правовыми актами айылных и городских кенешей о местном бюджете.

Неналоговые доходы - это поступления денежных средств в республиканский и местные бюджеты Кыргызской Республики в виде сборов, платежей и иных неналоговых доходов, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики, а также поступления денежных средств за оказанные органами государственной власти и местного самоуправления услуги и работы в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

Внешние и внутренние источники финансирования дефицита бюджета в доходной части бюджета не отражаются.

Правительство Кыргызской Республики устанавливает специальный порядок формирования и использования бюджетных средств при реализации проектов государственно-частного партнерства, связанных с налоговыми и неналоговыми доходами бюджета.

(В редакции Законов КР от 20 июля 2004 года N 93, 28 января 2010 года N 14, 3 марта 2015 года N 48)

Статья 19-1. Специальные средства бюджетных учреждений

Специальные средства - это средства бюджетных учреждений, получаемые от реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг и (или) осуществления иных видов деятельности, зачисляемые на специальные счета в соответствии с действующими нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.

Специальные средства отражаются в государственном бюджете, при этом в нормативных правовых актах, регулирующих поступления на специальный счет бюджетного учреждения, данные средства должны быть четко указаны как специальные средства. В случае отсутствия соответствующих нормативных правовых актов средства не могут быть зачислены на специальный счет учреждения и поступают в доход государственного бюджета.

В состав специальных средств не могут включаться следующие доходы:

- обязательные платежи,  установленные в соответствии с налоговым и таможенным законодательством,  законодательством о неналоговых платежах;

- штрафы, пени и другие финансовые санкции за нарушение норм, определенных законодательством Кыргызской Республики;

- средства, поступающие в виде возмещения ущерба, причиненного правонарушением, а также средства от реализации конфискованных товаров, орудий совершения правонарушений и иной продукции.

(В редакции Законов КР от 28 июня 2012 года N 90, 7 августа 2013 года N 189)

Статья 20. Расходы бюджета

В бюджете на соответствующий год предусматриваются расходы на мероприятия, намечаемые к осуществлению в этом же году.

При проведении в планируемом году мероприятий, требующих в последующие годы значительных размеров бюджетных ассигнований, министерствам, государственным комитетам, административным ведомствам, государственным комиссиям и другим центральным органам исполнительной власти предусматривается выделение указанных средств в пределах финансовых возможностей государства.

При составлении республиканского и местных бюджетов принимаются только те расходы, которые вытекают из выполнения функций и задач государства и местного самоуправления. В этих целях проводится оценка необходимости расходов, проверка наличия проектов и обоснованных расчетов к сметам затрат.

Расходная часть бюджетов в исключительных случаях может содержать субсидии юридическим лицам для обеспечения исполнения функций и задач государства и местного самоуправления.

Для принятия программ по развитию проводятся также исследования экономической эффективности от вложений. При необходимости используются заключения независимых экспертов, подтверждающие целесообразность вложения средств.

В расходную часть включаются ассигнования на капитальные вложения для действующих и вновь создаваемых хозяйствующих субъектов.

Планирование капитальных вложений из республиканского бюджета осуществляется Министерством финансов Кыргызской Республики, а планирование капитальных вложений из местных бюджетов - исполнительными органами местного самоуправления. Объемы капитальных вложений, включаемые в показатели среднесрочного бюджета и бюджета на соответствующий планируемый год, должны включать объемы капитальных вложений, финансируемых за счет всех источников финансирования (внутренних и внешних), в том числе объемы капитальных вложений, осуществляемых из средств, которые предоставляются непосредственно предприятиям и организациям в форме кредитов или грантов, а также объемы капитальных вложений по всем инвестиционным проектам, финансируемым из внешних источников.

Ассигнования, выделяемые на строительство объектов промышленно-производственного назначения, носят возвратный характер и предоставляются с уплатой процентов. В расходную часть бюджета включаются также средства на выдачу ссуд министерствам, государственным комитетам, административным ведомствам, государственным комиссиям и другим центральным органам исполнительной власти, предприятиям и хозяйствующим субъектам.

В расходной части бюджета отражаются также дотации и другие средства, выделяемые Социальному фонду Кыргызской Республики. Социальный фонд Кыргызской Республики, осуществляющий свою деятельность вне бюджета, отчитывается перед Правительством Кыргызской Республики за использование бюджетных ассигнований, получаемых из бюджета.

Показатели расходов, отражаются в бюджете с выделением бюджета текущих расходов и бюджета развития, а также основных видов и статей расходов в соответствии с классификацией доходов и расходов бюджета.

Расходы, связанные с погашением основной суммы кредитов, полученных из внутренних и внешних источников на финансирование дефицита бюджета, в расходной части бюджета не отражаются, а указываются за его балансом в разделе "Источники покрытия дефицита бюджета" со знаком минус.

В расходной части бюджета отражаются средства, выделяемые Фонду медицинского страхования Кыргызской Республики на исполнение Программы государственных гарантий. Фонд медицинского страхования Кыргызской Республики осуществляет финансирование организаций здравоохранения независимо от форм собственности из средств государственного бюджета на договорной основе. Фонд медицинского страхования Кыргызской Республики за использование бюджетных ассигнований, получаемых из бюджета, отчитывается перед Наблюдательным советом по реформе здравоохранения и обязательному медицинскому страхованию.

(В редакции Законов КР от 20 июля 2004 года N 93, 17 февраля 2009 года N 54)

Статья 21. Резервные фонды

В республиканском бюджете Кыргызской Республики образуются резервный фонд Торага Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, резервный фонд Президента Кыргызской Республики и резервный фонд Правительства Кыргызской Республики для покрытия непредвиденных расходов по экономическим, социально-культурным и другим мероприятиям, которые не могли быть предусмотрены при утверждении республиканского бюджета Кыргызской Республики, в пределах до 1 процента к объему расходов бюджета по каждому резервному фонду (без учета указанных резервных фондов), а также резервных фондов глав государственных администраций.

В местных бюджетах образуются резервные фонды органов местного самоуправления в пределах до 1 процента к объему их расходов (без учета резервных фондов).

В целях аккумулирования дополнительных финансовых ресурсов и их рационального использования в неблагоприятные периоды для экономики страны и бюджетной системы, а также для финансового обеспечения социально значимых мероприятий формируется Резервный фонд Кыргызской Республики. Порядок формирования и использования Резервного фонда Кыргызской Республики определяется Президентом Кыргызской Республики.

(В редакции Законов КР от 20 июля 2004 года N 93, 14 февраля 2008 года N 14, 15 июня 2009 года N 184, 17 февраля 2011 года N 1)

Статья 21-1. Фонд развития регионов

Фонды развития регионов - денежные средства, образуемые в соответствии с законодательством за счет отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений, используемые на развитие и содержание инфраструктуры местного значения и осуществление иных конкретных мероприятий целевого назначения.

Средства фонда не могут быть использованы на цели, не соответствующие назначению.

Порядок формирования фондов и зачисления этих средств определяется Правительством Кыргызской Республики.

Средства фондов не могут влиять на снижение бюджетного финансирования регионов при формировании республиканского бюджета.

(В редакции Закона КР от 17 июля 2013 года N 149)

Статья 22. Ответственность органов государственной власти и местного самоуправления за несбалансированность бюджета, а также государственных и муниципальных служащих за ненадлежащее исполнение бюджета и нарушение финансовой дисциплины

Правительство Кыргызской Республики и органы местного самоуправления самостоятельно отвечают по обязательствам, возникшим в связи с несбалансированностью соответствующего бюджета.

Руководители и служащие министерств, государственных комитетов, административных ведомств, государственных комиссий, других центральных органов исполнительной власти, местных государственных администраций, органов местного самоуправления, ответственные за расходование бюджетных средств, несут установленную законодательством Кыргызской Республики персональную ответственность за нарушения финансовой дисциплины и невыполнение обязанностей, связанных с исполнением бюджета.

При выявлении фактов нарушения государственной, финансовой дисциплины Министерство финансов вносит предложения Президенту Кыргызской Республики, Правительству Кыргызской Республики об освобождении от занимаемых должностей руководителей государственных администраций, министерств, государственных комитетов, ведомств, по вине которых допущены указанные нарушения.

(В редакции Закона КР от 20 июля 2004 года N 93)

Статья 23. Оборотная кассовая наличность

Жогорку Кенеш Кыргызской Республики, айылные и городские кенеши утверждают в составе бюджетов сверх предусмотренных расходов объем оборотной кассовой наличности за счет остатков средств по соответствующему бюджету на начало нового финансового года. Оборотная кассовая наличность может быть в течение года использована на покрытие временных кассовых разрывов и должна быть восстановлена в том же году до размеров, установленных при утверждении бюджетов.

(В редакции Закона КР от 20 июля 2004 года N 93)

Статья 24. Понятие профицита и дефицита бюджета

Превышение государственных доходов над расходами составляет профицит бюджета, а превышение государственных расходов над доходами составляет дефицит бюджета.

Статья 25. Предельный размер дефицита республиканского бюджета

Предельный размер дефицита республиканского бюджета ежегодно утверждается Жогорку Кенешем Кыргызской Республики.

Статья 26. Источники покрытия дефицита бюджета

Основной формой привлечения средств для покрытия дефицита бюджета является формирование государственной задолженности на основе добровольных займов, носящих возвратный характер, с уплатой соответствующего процента.

На покрытие дефицита бюджета могут быть привлечены внешние источники финансирования в виде кредитов, предоставляемых Правительству Кыргызской Республики иностранными инвесторами, международными организациями.

На покрытие дефицита бюджета направляются доходы от приватизации объектов, находящихся в государственной собственности, и возврата основной суммы ранее выданных бюджетных ссуд и кредитов.

Внутренние и внешние источники покрытия дефицита бюджета отражаются за его балансом в разделе "Источники покрытия дефицита бюджета".

(В редакции Закона КР от 28 июня 2012 года N 90)

Статья 27. Проверка составления и исполнения республиканского и местных бюджетов

Проверка составления и исполнения республиканского и местных бюджетов осуществляется Счетной палатой Кыргызской Республики. Государственные и местные финансовые органы по требованию Счетной палаты обязаны предоставлять копии документов, необходимых для проверки составления и исполнения бюджета. Счетная палата представляет Президенту Кыргызской Республики, Жогорку Кенешу Кыргызской Республики отчет о результатах проверки.

(Часть вторая утратила силу в соответствии с Законом КР от 28 июня 2012 года N 90)

(В редакции Законов КР от 9 августа 2002 года N 138, 17 октября 2008 года N 226, 28 июня 2012 года N 90)

Статья 28. Чрезвычайный бюджет

При введении чрезвычайного положения в республике или в отдельных местностях по представлению Правительства Кыргызской Республики Жогорку Кенешем Кыргызской Республики может быть утвержден дополнительный чрезвычайный бюджет с целевым назначением на финансирование мероприятий, связанных с чрезвычайными обстоятельствами.

Постановлением Жогорку Кенеша Кыргызской Республики определяются источники доходов для финансирования расходов по чрезвычайному бюджету. Введение дополнительных налогов, взносов, сборов, платежей для финансирования расходов чрезвычайного бюджета производится по представлению Правительства Кыргызской Республики решением Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.

Статья 29. Понятие секвестра расходов республиканского бюджета

Под секвестром расходов понимается сокращение в установленных пропорциях статей расходов республиканского бюджета в условиях ожидаемого невыполнения доходной части бюджета, а также в целях предотвращения образования задолженностей по выплате пенсий и заработной платы работникам бюджетной сферы. Решение о введении секвестра на текущий бюджетный год принимается на основе анализа фактического исполнения республиканского бюджета за квартал и ожидаемой оценки исполнения доходов до конца бюджетного года. Секвестр расходов республиканского бюджета утверждается Жогорку Кенешем Кыргызской Республики по представлению Правительства Кыргызской Республики.

Перечень статей, подлежащих секвестеризации, а также размер сокращения устанавливаются Координационным советом по макроэкономической и инвестиционной политике при Правительстве Кыргызской Республики по единой ставке. По отдельным статьям расходов может быть установлен льготный режим секвестра.

Секвестеризация бюджетных средств, предусмотренных законом на финансирование судебной системы Кыргызской Республики в текущем финансовом году, допускается только с согласия Совета судей Кыргызской Республики.

(В редакции Закона КР от 18 мая 2009 года N 157)

Статья 30. Внебюджетные фонды

Создание внебюджетных фондов министерств, государственных комитетов, административных ведомств, государственных комиссий и других центральных органов исполнительной власти, местных государственных администраций, органов местного самоуправления запрещается, за исключением Социального фонда Кыргызской Республики, Фонда медицинского страхования Кыргызской Республики, а также внебюджетных фондов, образуемых за счет добровольных пожертвований и взносов.

Вопросы создания внебюджетных фондов Социального фонда Кыргызской Республики регулируются Законом  Кыргызской  Республики  "О  Социальном фонде Кыргызской Республики.

(В редакции Законов КР от 20 июля 2004 года N 93, 17 сентября 2004 года N 169, 17 февраля 2009 года N 54, 3 августа 2013 года N 186)

Раздел II
Состав доходов бюджета Кыргызской Республики

Статья 31. Общегосударственные налоги и другие доходы

1. К общегосударственным налогам и другим доходам относятся:

1) подоходный налог;

2) налог с продаж;

2-1) налог за пользование недрами (роялти);

3) налог на основе обязательного патента;

4) налог на основе добровольного патента;

5) упрощенная система налогообложения на основе единого налога;

6) доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

7) доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

8) доходы от платных услуг и работ, оказываемых государственными органами и органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями, подведомственными органам исполнительной власти и местного самоуправления, в соответствии с законодательством Кыргызской Республики;

9) средства, полученные в результате применения мер материальной, административной и уголовной ответственности, в частности: штрафы, конфискация, компенсация;

9-1) поступления официальных трансфертов от международных доноров;

10) другие общегосударственные налоги и доходы, устанавливаемые в законодательном порядке.

2. Общегосударственные налоги и другие доходы могут поступать как в республиканский, так и в местные бюджеты.

(В редакции Законов КР от 28 января 2010 года N 14, 28 июня 2012 года N 90,  22 июня 2016 года N 83)

Статья 32. Доходы республиканского бюджета

В республиканский бюджет поступают:

1) отчисления от общегосударственных налогов и других доходов;

2) налог на добавленную стоимость;

3) акцизный налог;

4) налог на прибыль;

5) налог за пользование недрами (бонусы);

6) (утратил силу в соответствии с Законом КР от  22 июня 2016 года N 83)

7) импортные и экспортные таможенные пошлины;

8) проценты по кредитам (ссудам), выдаваемым из республиканского бюджета;

9) сбор за выдачу специалисту свидетельства на право ведения операций с ценными бумагами;

10) комиссионный сбор за регистрацию эмиссии ценных бумаг;

11) сбор за регистрацию залога, произведение выписки из Единого государственного реестра и дополнительное залоговое уведомление;

12) сбор за регистрацию (перерегистрацию) транспортных средств;

13) консульские сборы;

14) сбор и отчисления за осуществление туристской и альпинистской деятельности;

15) незаконно полученные доходы, в том числе за осуществление деятельности без лицензии, в отношении которых установлен лицензионный порядок;

16) доходы от проведения государственных и стимулирующих лотерей;

17) плата за апробирование и клеймение ювелирных (бытовых) изделий из драгоценных металлов (техническая экспертиза и контрольные анализы драгоценных металлов);

18) доходы от аренды объектов, находящихся в государственной собственности;

19) доходы концессионные (от аренды имущества, земли и ее недр иностранными инвесторами);

20) плата за загрязнение окружающей среды (включая плату за сбросы, выбросы загрязняющих веществ и размещение отходов);

21) доходы за оказанные государственными организациями платные услуги и выполненные работы согласно реестру, утверждаемому Правительством Кыргызской Республики;

22) доходы за прохождение альтернативной (вневойсковой) службы;

23) доходы за пользование природными ресурсами;

24) доходы от реализации конфискованного имущества, имущества, безвозмездно перешедшего в установленном порядке в государственную собственность, в том числе товары и транспортные средства, оформленные в таможенном режиме отказа в пользу государства;

25) доходы от прибыли Национального банка Кыргызской Республики;

26) доходы от дивидендов на государственный пакет акций;

27) государственная пошлина, взимаемая в соответствии с законодательством Кыргызской Республики в республиканский бюджет;

28) доходы уголовно-исполнительных инспекций;

29) суммы, взыскиваемые с лиц, виновных в хищении и недостаче материальных ценностей, административные штрафы и санкции, взимаемые государственными органами и их территориальными подразделениями, предусмотренные законодательством Кыргызской Республики;

30) прочие неналоговые, иные доходы, предусмотренные законами Кыргызской Республики.

(В редакции Законов КР от 28 января 2010 года N 14, 28 июня 2012 года N 90, 10 октября 2012 года N 170,  22 июня 2016 года N 83)

Статья 33. Доходы местных бюджетов

1. В местные бюджеты айыла и города поступают:

1) отчисления от общегосударственных налогов и других доходов;

2) доходы от управления и распоряжения муниципальным имуществом;

3) земельный налог;

4) налог на имущество;

5) (утратил силу в соответствии с Законом КР от  22 июня 2016 года N 83)

6) арендная плата за землю, взимаемая за право пользования землями Фонда перераспределения сельскохозяйственных угодий;

7) государственная пошлина, взимаемая в соответствии с законодательством Кыргызской Республики в местный бюджет;

8) доходы муниципальных учреждений за оказанные ими платные услуги и выполненные работы, согласно реестру, утверждаемому айылным и городским кенешами;

9) административные штрафы и другие санкции, кроме административных штрафов, взимаемых за правонарушения, посягающие на правила безопасности движения и эксплуатации транспортных средств;

10) трансферты, добровольные взносы;

11) иные неналоговые и другие доходы, предусмотренные законодательством Кыргызской Республики.

2. (Утратил силу в соответствии с Законом КР от 29 июня 2012 года N 91)

(В редакции Законов КР от 28 января 2010 года N 14, 29 июня 2012 года N 91, 25 июля 2012 года N 141, 22 июня 2016 года N 83)

Статья 34. Порядок отчисления от общегосударственных налогов и других доходов в местные бюджеты

(Название статьи в редакции Закона КР от 29 июня 2012 года N 91)

В местные бюджеты производятся отчисления от общегосударственных налогов и других доходов по нормативам, а также от сумм, поступивших от штрафов, пени и других санкций, налагаемых налоговыми органами по данным видам налогов и других доходов.

Нормативы отчислений от общегосударственных налогов и других доходов утверждаются Жогорку Кенешем Кыргызской Республики. Распределение поступлений от общегосударственных налогов и других доходов между республиканским и местными бюджетами устанавливается законом о республиканском бюджете.

Утвержденные нормативы отчислений от общегосударственных налогов и других доходов Министерством финансов Кыргызской Республики доводятся до органов местного самоуправления.

(В редакции Законов КР от 20 июля 2004 года N 93, 15 июня 2009 года N 184)

Раздел III
Система трансфертов в Кыргызской Республике

(Название раздела в редакции Закона КР от 17 июля 2009 года N 232)

Статья 35. Трансферты в бюджетной системе Кыргызской Республики

(Название статьи в редакции Закона КР от 17 июля 2009 года N 232)

Категориальные гранты - трансферты, предоставляемые из республиканского бюджета на безвозмездной и безвозвратной основе для финансирования определенных видов расходов местного бюджета, гарантированных государством.

Категориальные гранты выделяются из республиканского бюджета органам местного самоуправления на основе формулы, рассчитывающей потребность в финансировании государственных программ на местном уровне. Методы и формула расчета категориальных грантов определяются Правительством Кыргызской Республики.

Конкретизация размеров категориального гранта для образования ежегодно устанавливается в объемах, необходимых для обеспечения исполнения государственных минимальных социальных стандартов.

Категориальные гранты распределяются Министерством финансов Кыргызской Республики местным бюджетам в соответствии с установленными методами и формулой.

Выравнивающие гранты - трансферты, предоставляемые из республиканского бюджета для обеспечения финансирования расходов местных бюджетов в соответствии с минимальными государственными социальными стандартами с целью поддержания стабильного социально-экономического положения.

Выравнивающие гранты рассчитываются и распределяются на основе формулы, утвержденной Правительством Кыргызской Республики, которая учитывает финансовый разрыв между потенциалом доходов и потребностями местного бюджета на финансирование расходов местного сообщества.

Выравнивающие гранты распределяются Министерством финансов Кыргызской Республики местным бюджетам в соответствии с установленными методами и формулой.

Долевые (стимулирующие) гранты - трансферты, предоставляемые из республиканского бюджета органам местного самоуправления в целях стимулирования эффективного расходования бюджетных средств, средств по государственным приоритетным программам и проектам, увеличения доходов местных бюджетов и более полной мобилизации местных источников доходов.

Долевые (стимулирующие) гранты предоставляются органам местного самоуправления на конкурсной основе. Органы местного самоуправления вправе подавать заявки на получение долевых (стимулирующих) грантов в соответствии с условиями, утвержденными Правительством Кыргызской Республики.

Размеры грантов и их перечень могут пересматриваться ежегодно в законе о республиканском бюджете. Методы, формулы расчета и условия предоставления грантов не подлежат изменению в течение трех лет.

Средства, передаваемые по взаимным расчетам из одного бюджета в другой бюджет, передаются в соответствии со статьей 16 настоящего Закона.

Бюджетные ссуды - средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, срочной и беспроцентной основе. Бюджетные ссуды предоставляются на срок до 12 месяцев в рамках бюджетного года. Бюджетные ссуды предоставляются в соответствии со статьей 15 настоящего Закона.

(В редакции Законов КР от 20 июля 2004 года N 93, 17 сентября 2004 года N 169, 17 июля 2009 года N 232, 28 января 2010 года N 14)

 

Статья 36. Санкции за несоблюдение нормативов отчислений от общегосударственных налогов, других доходов, а также размеров трансфертов

Министерство финансов Кыргызской Республики осуществляет контроль за правильностью распределения общегосударственных налогов, неналоговых и других доходов между бюджетами, правильностью исчисления и целевым использованием трансфертов.

В случаях нарушения размера и порядка зачисления общегосударственных налогов, неналоговых и других доходов, нецелевого использования трансфертов Правительство Кыргызской Республики имеет право приостанавливать финансирование отдельных общегосударственных программ и мероприятий, осуществляемых на территории регионов, выдачу всех видов трансфертов, а также передачу средств по бюджетным ссудам и взаимным расчетам.

Должностные лица органов государственной власти, ответственные за порядок исчисления трансфертов, несут персональную ответственность за правильность их исчисления.

(В редакции Законов КР от 20 июля 2004 года N 93, 17 июля 2009 года N 232)

Раздел IV
Распределение обязанностей по расходам между бюджетами

(Название раздела в редакции Закона КР от 20 июля 2004 года N 93)

Статья 37. Структура расходных обязательств в бюджетной системе Кыргызской Республики

1. В Кыргызской Республике устанавливается следующая структура распределения расходных обязательств:

1) расходные обязательства Правительства Кыргызской Республики - бюджетные обязательства Правительства Кыргызской Республики, возникающие при выполнении органами государственного управления функций и полномочий, исполнение которых согласно законодательству Кыргызской Республики, вступившим в установленном законом порядке в силу международным договорам, участником которых является Кыргызская Республика, и иным договорам и соглашениям, должно происходить за счет средств республиканского бюджета;

2) расходные обязательства органов местного самоуправления - бюджетные обязательства органов местного самоуправления, возникающие в соответствии с наделенными функциями органов местного самоуправления, установленными законодательством Кыргызской Республики, финансирование которых осуществляется из местных бюджетов органов местного самоуправления;

3) смешанные расходные обязательства - бюджетные обязательства Правительства Кыргызской Республики, местных государственных администраций, органов местного самоуправления, финансируемые из республиканского и местных бюджетов.

2. Из республиканского бюджета финансируются мероприятия, имеющие общегосударственное значение, ответственность по которым полностью возлагается на Правительство Кыргызской Республики через соответствующие государственные органы управления. В данную категорию включаются расходы:

1) на государственные услуги общего назначения, предусматривающие ассигнования на исполнительные и законодательные органы государственной власти, финансовую и налогово-бюджетную деятельность (включая аппараты местных органов), внешнеполитическую деятельность, фундаментальные научные исследования, плановые и статистические службы, формирование государственного и мобилизационного резервов, другие государственные услуги общего назначения;

2) на оборону, общественный порядок и безопасность;

3) на содержание государственных предприятий, учреждений образования, здравоохранения, социального страхования и социального обеспечения, физической культуры, телевидения, радиовещания, издательств, жилищно-коммунального, сельского, водного, лесного хозяйства, рыболовства и охоты, горнодобывающей промышленности и минеральных ресурсов (за исключением топлива), обрабатывающей промышленности, строительства;

4) на топливно-энергетический комплекс;

5) на транспорт и связь;

6) на прочие услуги, связанные с экономической деятельностью (торговля, туризм, стандартизация и метрология, геодезия и картография, гидрометеорология и другие);

7) на прочие мероприятия, не отнесенные к основным группам (операции с государственными долговыми обязательствами, трансферты местным бюджетам, другие не классифицированные по основным группам расходы, осуществляемые за счет республиканского бюджета), а также расходы, учитывающие операции, связанные с выдачей и погашением бюджетных ссуд, приобретением акций государства, приватизацией государственной собственности;

8) на содержание аппаратов местных государственных администраций областей, региональных архивов;

9) на выполнение обязательств Правительства Кыргызской Республики по соглашениям о государственно-частном партнерстве.

3. Из республиканского и местных бюджетов финансируются мероприятия, в отношении которых Праительство Кыргызской Республики разделяет ответственность по финансированию посредством трансфертов, устанавливаемых в соответствии с настоящим Законом.

4. Средства местных бюджетов направляются:

1) на решение органами местного самоуправления вопросов местного значения, установленных законодательством Кыргызской Республики;

2) на содержание муниципальных предприятий, учреждений образования, здравоохранения, культуры, социального страхования и социального обеспечения, физической культуры, телевидения, радиовещания, издательств, жилищно-коммунального, сельского, водного, лесного хозяйства, рыболовства и охоты;

3) на транспорт, находящийся в ведении органов местного самоуправления;

4) на прочие мероприятия, определенные законом или нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в качестве подлежащих финансированию из местного бюджета, а также расходы, учитывающие операции, связанные с выдачей и погашением бюджетных ссуд, приобретением акций государства, приватизацией муниципальной собственности,  соглашениями о  государственно-частном партнерстве, предусматривающими софинансирование из местного бюджета.

(В редакции Законов КР от 28 января 2010 года N 14, 15 ноября 2013 года N 201)

Статья 38. Стабильность системы распределения бюджетных обязанностей и порядок определения бюджетных программ, требующих дополнительного финансирования

Перераспределение обязанностей по бюджетным расходам между органами государственной власти и местного самоуправления, установленных статьей 37 настоящего Закона, запрещается, за исключением особых случаев, определяемых решением Жогорку Кенеша Кыргызской Республики. В таких случаях орган, передающий данные обязанности органу, принимающему на себя данные обязанности, должен предоставить соответствующую бюджетную компенсацию.

Действия органов государственной власти в течение или между бюджетными годами по осуществлению различных программ или мероприятий, которые заведомо повлекут за собой увеличение расходов местных бюджетов без соответствующих источников финансирования (компенсации), запрещаются.

(В редакции Закона КР от 20 июля 2004 года N 93)

Раздел V
Организация работы по составлению и исполнению республиканского бюджета Кыргызской Республики

Статья 39. Максимальные размеры расходов

Максимальные размеры расходов устанавливаются Координационным советом по макроэкономической и инвестиционной политике при Правительстве Кыргызской Республики, исходя из финансовых возможностей государства, в целях предотвращения нереальных и завышенных заявок по каждому министерству, государственному комитету, административному ведомству, государственной комиссии, другому центральному органу исполнительной власти, финансируемому из бюджета в пределах общих расходов по каждой основной группе расходов, предусмотренных среднесрочным прогнозом бюджета.

Максимальные размеры расходов доводятся Министерством финансов Кыргызской Республики до органов, указанных в части первой настоящей статьи, в срок согласно календарному плану, установленному Правительством Кыргызской Республики, одновременно с инструктивными указаниями о составлении бюджета на очередной бюджетный год и два последующих прогнозируемых года.

(В редакции Законов КР от 20 июля 2004 года N 93, 17 октября 2008 года N 226)

Статья 40. Составление республиканского бюджета

Составление проекта республиканского бюджета Кыргызской Республики осуществляется Министерством финансов Кыргызской Республики согласно календарному плану, утверждаемому Правительством Кыргызской Республики, на основании прогнозов социально-экономического развития республики.

Министерства, государственные комитеты, административные ведомства, государственные комиссии, фонды и другие органы исполнительной власти, государственные организации, подчиненные Правительству Кыргызской Республики, составляют на основе контрольных цифр, утвержденных Координационным советом по макроэкономической и инвестиционной политике при Правительстве Кыргызской Республики, проекты сводных смет расходов бюджетных учреждений, финансируемых из республиканского бюджета, смет доходов и расходов по их специальным средствам - и представляют их в Министерство финансов Кыргызской Республики не позднее чем за 6 месяцев до начала соответствующего финансового года.

Совет судей Кыргызской Республики рассматривает проекты бюджетов Верховного суда Кыргызской Республики, Конституционной палаты Верховного суда Кыргызской Республики, Судебного департамента Кыргызской Республики (включая бюджеты местных судов), Учебного центра судей при Верховном суде Кыргызской Республики на очередной бюджетный год и два последующих планируемых года, обобщает их и в качестве единого проекта бюджета судов направляет для согласования в Правительство Кыргызской Республики не позднее чем за 8 месяцев до начала следующего финансового года. При наличии разногласий Правительство Кыргызской Республики образует Специальную комиссию для согласования единого проекта бюджета судов. Представители Совета судей Кыргызской Республики и Специальной комиссии Правительства Кыргызской Республики обязаны не позднее чем за 6 месяцев до начала следующего финансового года провести и завершить процедуру согласования. В случае наличия разногласий Правительство Кыргызской Республики включает в проект республиканского бюджета, подлежащий направлению в Жогорку Кенеш Кыргызской Республики, предложения Совета судей Кыргызской Республики без изменений и прилагает свое заключение.

При формировании бюджета на соответствующий год объем расходной части бюджета судебной системы может быть ниже утвержденных показателей предыдущего года только с согласия Совета судей Кыргызской Республики.

Министерство финансов Кыргызской Республики рассматривает проекты смет расходов бюджетных учреждений, смет доходов и расходов по специальным средствам с участием представителей указанных органов, проверяет соблюдение максимальных размеров расходов, установленных Координационным советом по макроэкономической и инвестиционной политике при Правительстве Кыргызской Республикии, вносит в них при необходимости соответствующие коррективы, составляет проект республиканского бюджета и представляет его в Правительство Кыргызской Республики не позднее чем за 4,5 месяца до начала соответствующего финансового года вместе с объяснительной запиской, включающей в себя подробный обзор статей доходов и расходов бюджета, а также с проектом закона Кыргызской Республики о республиканском бюджете на очередной бюджетный год и два последующих прогнозируемых года.

Правительство Кыргызской Республики рассматривает проект республиканского бюджета, замечания к нему и представляет в Жогорку Кенеш Кыргызской Республики за 4 месяца до начала соответствующего финансового года проект закона Кыргызской Республики о республиканском бюджете на очередной бюджетный год и два последующих прогнозируемых года, включающий следующие показатели:

1) проект республиканского бюджета в общей сумме доходов, с выделением каждого доходного источника, и в общей сумме расходов, с выделением расходов:

- на государственные услуги общего назначения (в том числе на исполнительные и законодательные органы, финансовую и налогово-бюджетную деятельность, внешнеполитическую деятельность, фундаментальные научные исследования, общее планирование и статистические службы, прочие государственные услуги общего характера и прочие услуги общего назначения, не отнесенные к другим категориям);

- на оборону;

- на финансирование мероприятий Министерства по чрезвычайным ситуациям и гражданской обороне;

- на общественный порядок и безопасность;

- на образование;

- на здравоохранение;

- на социальное страхование и социальное обеспечение;

- на жилищно-коммунальное хозяйство;

- на организацию отдыха и культурную деятельность (в том числе на физическую культуру, культуру, телевидение и радиовещание, издательские учреждения и службы и прочую общественную деятельность);

- на топливно-энергетический комплекс;

- на сельское и водное хозяйство, лесное хозяйство, рыболовство, охоту;

- на горнодобывающую промышленность и минеральные ресурсы (за исключением топлива), обрабатывающую промышленность, строительство (в том числе на геологоразведочные работы);

- на транспорт и связь (в том числе на автодорожный, водный, железнодорожный и воздушный транспорт, трубопроводы и прочие системы транспортировки);

- на прочие услуги, связанные с экономической и административной деятельностью;

- на расходы, не отнесенные к основным группам.

Показатели расходов отражаются с выделением расходов, осуществляемых за счет специальных средств бюджетных учреждений, и основных статей расходов в соответствии с экономической и административной классификацией государственных расходов и ссуд за вычетом погашения в составе основных групп, групп и подгрупп расходов. В общих показателях расходов бюджета выделяются бюджет текущих расходов и бюджет развития;

2) предельный размер дефицита республиканского бюджета, внутренние и внешние источники его финансирования;

3) нормативы отчислений от общегосударственных налогов и других доходов, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики, в местные бюджеты;

4) размеры категориальных, выравнивающих и стимулирующих (долевых) грантов в разрезе органов местного самоуправления;

5) размер оборотной кассовой наличности по республиканскому бюджету на конец года.

(В редакции Законов КР от 12 июля 2003 года N 125, 25 сентября 2003 года N 216, 20 июля 2004 года N 93, 14 февраля 2008 года N 14, 17 октября 2008 года N 226, 18 мая 2009 года N 157, 28 января 2010 года N 14, 6 февраля 2013 года N 13)

Статья 41. Рассмотрение проекта республиканского бюджета в постоянных комитетах Жогорку Кенеша Кыргызской Республики

Постоянные комитеты Жогорку Кенеша Кыргызской Республики:

- заслушивают доклады руководителей министерств, государственных комитетов, административных ведомств, иных органов исполнительной власти Кыргызской Республики, руководителей Совета судей Кыргызской Республики, Верховного суда Кыргызской Республики, Конституционной палаты Верховного суда Кыргызской Республики, Судебного департамента Кыргызской Республики по их сметам и бюджетам, рассматривают внесенные ими и депутатами Жогорку Кенеша Кыргызской Республики предложения и замечания по бюджету;

- составляют и представляют на рассмотрение Жогорку Кенеша Кыргызской Республики заключения и рекомендации по республиканскому бюджету.

При принятии постоянными комитетами Жогорку Кенеша Кыргызской Республики решения об увеличении расходов бюджета или уменьшении его доходов одновременно вносятся предложения по дополнительным источникам покрытия выпадающих доходов или увеличивающихся расходов.

Рассмотрение проекта бюджета в постоянных комитетах Жогорку Кенеша Кыргызской Республики должно быть завершено в течение 20 дней.

(В редакции Законов КР от 20 июля 2004 года N 93, 18 мая 2009 года N 157, 6 февраля 2013 года N 13)

Статья 42. Рассмотрение и утверждение республиканского бюджета Жогорку Кенешем Кыргызской Республики

Жогорку Кенеш Кыргызской Республики рассматривает представленный Правительством Кыргызской Республики проект республиканского бюджета, заключения постоянных комитетов и комиссий Жогорку Кенеша Кыргызской Республики и принимает Закон Кыргызской Республики о республиканском бюджете на очередной бюджетный год и два последующих прогнозируемых года в срок не позднее чем за один месяц до начала нового бюджетного года.

Закон Кыргызской Республики о республиканском бюджете:

а) утверждает:

- республиканский бюджет Кыргызской Республики в общей сумме доходов и в общей сумме расходов с выделением бюджета текущих расходов и бюджета развития, а также предельный размер дефицита бюджета либо размер превышения доходов над расходами (профицит);

- внутренние и внешние источники финансирования дефицита бюджета;

- нормативы отчислений от общегосударственных налогов и других доходов, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики, в местные бюджеты;

- размеры категориальных, выравнивающих и стимулирующих (долевых) грантов в разрезе органов местного самоуправления;

- размеры оборотной кассовой наличности по республиканскому бюджету на конец года;

б) определяет:

- источники формирования доходной части республиканского бюджета по каждому доходному источнику;

- расходы республиканского бюджета по направлениям и статьям расходов в порядке, предусмотренном частью шестой статьи 40 настоящего Закона.

Закон Кыргызской Республики о республиканском бюджете вступает в действие после принятия его Жогорку Кенешем Кыргызской Республики и подписания Президентом Кыргызской Республики.

После вступления в силу закона Кыргызской Республики о республиканском бюджете на очередной бюджетный год и прогнозных показателей на два последующих прогнозируемых года Правительство Кыргызской Республики принимает организационные меры по исполнению республиканского бюджета на очередной бюджетный год и прогнозных показателей на два последующих прогнозируемых года, предусматривающие распределение контингента общегосударственных налогов и других доходов по местным бюджетам, а также адресное распределение расходов по государственным органам исполнительной власти, центральным органам государственной власти в пределах общих расходов, утвержденных законом Кыргызской Республики о республиканском бюджете.

В Закон Кыргызской Республики о республиканском бюджете могут вноситься не более двух изменений и дополнений не позднее 3 месяцев до завершения финансового года, за исключением случаев, необходимых для утверждения в законодательном порядке дополнительных поступлений в доходную часть.

Все законодательные и нормативные акты, введение в действие которых влечет за собой изменения перечня и ставок налогов и других доходов республиканского и местных бюджетов, должны быть приняты Жогорку Кенешем и местными кенешами соответственно не позднее апреля месяца бюджетного года.

(В редакции Законов КР от 20 июля 2004 года N 93, 14 февраля 2008 года N 14, 17 октября 2008 года N 226, 28 января 2010 года N 14, 28 июня 2012 года N 90)

Статья 43. Организация исполнения республиканского бюджета

Правительство Кыргызской Республики организует исполнение республиканского бюджета через Центральное казначейство Министерства финансов Кыргызской Республики, органы государственной налоговой и таможенной служб Кыргызской Республики, министерства, государственные комитеты, административные ведомства, государственные комиссии, фонды и другие центральные органы исполнительной власти Кыргызской Республики, а также государственные организации, подчиненные Правительству Кыргызской Республики.

Республиканский бюджет Кыргызской Республики исполняется по росписи доходов и расходов, составляемой Министерством финансов Кыргызской Республики в соответствии с бюджетом, утвержденным Жогорку Кенешем Кыргызской Республики.

Контроль за формированием и исполнением бюджета судов осуществляет Совет судей Кыргызской Республики, а также и другие органы в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

Бюджет судов Кыргызской Республики исполняется Правительством Кыргызской Республики в соответствии с республиканским бюджетом, утвержденным Жогорку Кенешем Кыргызской Республики.

(В редакции Законов КР от 18 мая 2009 года N 157, 28 января 2010 года N 14)

Статья 44. Администрирование исполнения республиканского бюджета

Министерство финансов Кыргызской Республики обеспечивает поступление всех предусмотренных по бюджету доходов, эффективное и целевое расходование бюджетных средств. Оно контролирует и ежемесячно анализирует ход исполнения республиканского бюджета и по итогам каждого квартала представляет на рассмотрение Координационного совета по макроэкономической и инвестиционной политике при Правительстве Кыргызской Республики информацию по его исполнению, а также конкретные предложения по более полной мобилизации доходов и повышению эффективности использования бюджетных ассигнований.

Статья 45. Составление и утверждение отчета об исполнении республиканского бюджета

Отчет об исполнении республиканского бюджета Кыргызской Республики составляется Министерством финансов Кыргызской Республики на основе отчетных данных министерств, государственных комитетов, административных ведомств, государственных комиссий, фондов и других центральных органов исполнительной власти и представляется в Правительство Кыргызской Республики в составе отчета об исполнении государственного бюджета республики.

Правительство Кыргызской Республики представляет в Жогорку Кенеш Кыргызской Республики для рассмотрения и принятия проект Закона Кыргызской Республики об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за предыдущий год с объяснительной запиской к нему не позднее 15 мая года, следующего за отчетным.

Комитеты Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, ведающие вопросами бюджета, рассматривают отчет об исполнении республиканского бюджета Кыргызской Республики, составляют заключение по нему и представляют его на рассмотрение заседания Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.

Жогорку Кенеш Кыргызской Республики по докладам Правительства Кыргызской Республики, Счетной палаты Кыргызской Республики, постоянных комитетов, ведающих вопросами бюджета, рассматривает и принимает Закон Кыргызской Республики об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета Кыргызской Республики за предыдущий год.

(В редакции Законов КР от 17 октября 2008 года N 226, 28 июня 2012 года N 90)

Раздел VI
Организация работы по составлению и исполнению местных бюджетов

(Название раздела в редакции Закона КР от 20 июля 2004 года N 93)

Статья 46. Местный бюджет

Местный бюджет - бюджет местного сообщества айыла и города, формирование, утверждение и исполнение которого осуществляют органы местного самоуправления.

Утверждение и исполнение местных бюджетов осуществляются на основе принципа сбалансированности местных бюджетов, где объем предусмотренных расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета.

В течение бюджетного года органы местного самоуправления должны обеспечивать баланс своего бюджета.

(В редакции Законов КР от 20 июля 2004 года N 93, 14 февраля 2008 года N 14, 29 июня 2012 года N 91)

Статья 47. Порядок и сроки составления проектов местных бюджетов и представления бюджетной информации

Министерство финансов Кыргызской Республики через соответствующие территориальные подразделения до 30 мая текущего года доводит до финансовых органов айыл окмоту, городских управ и мэрий городов инструкцию по составлению бюджета, календарный план, предполагаемые нормативы отчислений от общегосударственных налогов и предполагаемые размеры категориальных и выравнивающих грантов, распределяемых в местные бюджеты.

Проекты местных бюджетов составляются исполнительными органами местного самоуправления через свои финансовые органы.

Первоначальный проект местного бюджета исполнительным органом местного самоуправления согласовывается с айылным и городским кенешем.

Согласованный первоначальный проект местного бюджета представляется в соответствующие структурные подразделения Министерства финансов Кыргызской Республики, а города районного, областного, республиканского значений - непосредственно в Министерство финансов Кыргызской Республики.

Проекты доходной части местных бюджетов представляются в Министерство финансов Кыргызской Республики до 1 июля текущего года. Проекты расходной части местных бюджетов представляются в Министерство финансов Кыргызской Республики до 1 августа текущего года. После представления Правительством Кыргызской Республики проекта республиканского бюджета в Жогорку Кенеш Кыргызской Республики Министерство финансов Кыргызской Республики доводит уточненные нормативы отчислений от общегосударственных налогов и размеры категориальных и выравнивающих грантов, распределяемых в местные бюджеты, до исполнительных органов местного самоуправления.

Исполнительные органы местного самоуправления уточняют первоначальные проекты местных бюджетов после получения уточненных нормативов отчислений от общегосударственных налогов и размеров категориальных и выравнивающих грантов, распределяемых в местные бюджеты, и представляют их в айылный и городской кенеш для утверждения.

(В редакции Законов КР от 20 июля 2004 года N 93, 14 февраля 2008 года N 14, 29 июня 2012 года N 91)

Статья 48. Рассмотрение местных бюджетов

Бюджетная комиссия айылных и городских кенешей предварительно заслушивает доклады руководителей управлений и отделов органов местного самоуправления, муниципальных предприятий и учреждений, рассматривает предложения, касающиеся изменения доходов и расходов бюджета, составляет и представляет айылным и городским кенешам заключение по проекту бюджета.

Айылные и городские кенеши заслушивают доклады исполнительных органов местного самоуправления и бюджетных комиссий и рассматривают проекты местных бюджетов на очередной бюджетный год и два последующих прогнозируемых года.

(В редакции Законов КР от 20 июля 2004 года N 93, 17 октября 2008 года N 226)

Статья 49. Утверждение местных бюджетов

Айылные и городские кенеши утверждают:

местные бюджеты в общей сумме доходов и общей сумме расходов с выделением бюджета текущих расходов и бюджета развития, а также, при необходимости, размер превышения доходов над расходами;

источники доходов и направления расходов местных бюджетов в соответствии с бюджетной классификацией;

размер оборотной кассовой наличности на конец года по местным бюджетам.

(В редакции Закона КР от 20 июля 2004 года N 93)

Статья 50. Представление утвержденных местных бюджетов в Министерство финансов Кыргызской Республики

Утвержденные в установленном порядке местные бюджеты представляются в Министерство финансов Кыргызской Республики для включения в государственный (консолидированный) бюджет республики не позднее двух месяцев после утверждения республиканского бюджета Жогорку Кенешем Кыргызской Республики.

Министерство финансов Кыргызской Республики проверяет соответствие утвержденных в местных бюджетах размеров общегосударственных налогов (в суммарном выражении и по нормативу), размеров категориальных, выравнивающих, стимулирующих (долевых) грантов показателям, установленным в законе о республиканском бюджете. Дополнительные расходы, предусмотренные в местных бюджетах, принимаются и включаются в государственный (консолидированный) бюджет Кыргызской Республики, если они покрываются за счет собственных доходных источников.

Изменения и уточнения по доходам местных бюджетов, поступающих из республиканского бюджета, а также по нормативам отчислений от общегосударственных налогов, в течение года подлежат обоснованию и согласованию с Министерством финансов Кыргызской Республики.

(В редакции Законов КР от 20 июля 2004 года N 93, 22 июня 2016 года N 83)

Статья 51. Исполнение местных бюджетов

Исполнение местных бюджетов осуществляется исполнительными органами местного самоуправления через региональные отделения казначейства и органы налоговой службы в соответствии с росписями доходов и расходов, составленными на основании утвержденных бюджетов.

(В редакции Закона КР от 20 июля 2004 года N 93)

Статья 52. Составление и утверждение отчетов об исполнении местных бюджетов

Отчеты об исполнении местных бюджетов составляют соответствующие исполнительные органы местного самоуправления один раз в год, если иное не установлено законодательством.

Бюджетные комиссии айылных и городских кенешей рассматривают отчет об исполнении бюджета, составляют заключения и представляют их соответствующему кенешу.

Айылные и городские кенеши заслушивают доклады исполнительных органов местного самоуправления и бюджетных комиссий, рассматривают заключения бюджетных комиссий и утверждают отчеты об исполнении местных бюджетов.

Отчеты об исполнении местных бюджетов представляются Министерству финансов Кыргызской Республики в срок не позднее 1 марта года, следующего за отчетным.

(В редакции Закона КР от 20 июля 2004 года N 93)

Статья 53. Займы органов местного самоуправления

Порядок осуществления займа органами местного самоуправления определяется Законом Кыргызской Республики "О финансово-экономических основах местного самоуправления" и иными нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.

(В редакции Закона КР от 20 июля 2004 года N 93)

Статья 54. Полномочия на выпуск займа органов местной власти

(Исключена в соответствии с Законом КР от 20 июля 2004 года N 93)

Статья 55. Ограничение обязательств местных органов власти

(Исключена в соответствии с Законом КР от 20 июля 2004 года N 93)

Статья 56. Реестр учета долговых обязательств местных органов власти

(Исключена в соответствии с Законом КР от 20 июля 2004 года N 93)

Статья 57. Контроль за соблюдением условий выпусков займов

(Исключена в соответствии с Законом КР от 20 июля 2004 года N 93)

Статья 58. О введении в действие настоящего Закона

Ввести в действие Закон Кыргызской Республики "Об основных принципах бюджетного права в Кыргызской Республике" с момента официального опубликования.

Опубликован в газете "Эркин Тоо" от 24 июня 1998 года N 79-80

Признать утратившими силу:

- Закон Кыргызской Республики "Об основах бюджетного права в Кыргызской Республике" (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 1994 г., N 2, ст.52);

- постановление Жогорку Кенеша Кыргызской Республики "О введении в действие Закона Кыргызской Республики "Об основах бюджетного права в Кыргызской Республике" (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 1994 г., N 2, ст.53);

- Закон Кыргызской Республики "О внесении изменений и дополнений в Закон Кыргызской Республики "Об основах бюджетного права в Кыргызской Республике" (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 1995 г., N 7, ст.249);

- Закон Кыргызской Республики "О внесении изменений и дополнений в Закон Кыргызской Республики "Об основах бюджетного права в Кыргызской Республике" (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 1997 г., N 4, ст.156).

Статьи 53-57 Закона "Об основных принципах бюджетного права в Кыргызской Республике" утрачивают силу с момента принятия и введения в действие соответствующих законодательных актов Кыргызской Республики.

Правительству Кыргызской Республики:

- при подготовке проектов ежегодных бюджетов принять во внимание, что формирование статьи расходов бюджета на фундаментальные научные исследования должно осуществляться на основе заявок, рассматриваемых на конкурсной основе;

- в двухмесячный срок подготовить и представить Жогорку Кенешу Кыргызской Республики предложения о приведении законодательных актов Кыргызской Республики в соответствие с настоящим Законом.

 

 

Президент Кыргызской Республики

 

А.Акаев

Принят Законодательным собранием Жогорку Кенеша Кыргызской Республики

 

20 марта 1998 года

 

 

 

Одобрен Собранием народных представителей Жогорку Кенеша Кыргызской Республики

 

8 мая 1998 года