ПОЛОЖЕНИЕ
о Государственном учреждении «Кыргызский государственный природный парк «Ала-Арча»
при Управлении делами Президента и Правительства Кыргызской Республики

I. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с законодательством Кыргызской Республики и регламентирует деятельность Государственного учреждения «Кыргызский государственный природный парк «Ала-Арча» при Управлении делами Президента и Правительства Кыргызской Республики (далее - Учреждение).

1.2. Учреждение создано для сохранения биологического и ландшафтного разнообразия, использования в природоохранных, эколого-просветительских, научных, туристических и рекреационных целях уникальных природных комплексов и объектов государственного природно-заповедного фонда, имеющих особую экологическую, научную, историко-культурную и рекреационную ценность и является учреждением, не преследующим извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Учреждение может заниматься приносящей доходы (предпринимательской) деятельностью для достижения своих целей и выполнения возложенных задач в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

1.3. Учредителем Учреждения является Управление делами Президента и Правительства Кыргызской Республики (далее - Учредитель).

1.4. Полное наименование Учреждения:

  • на государственном языке: Кыргыз Республикасынын Президентинин жана Өкмөтүнүн Иш башкармасынын алдындагы «Ала-Арча» Кыргыз мамлекеттик жаратылыш паркы» мамлекеттик мекемеси;
  • на официальном языке: Государственное учреждение «Кыргызский государственный природный парк «Ала-Арча» при Управлении делами Президента и Правительства Кыргызской Республики.

1.5. Местонахождение Учреждения: Кыргызская Республика, Чуйская область, Аламудунский район, с. Кашка-Суу.

II. Правовой статус Учреждения

2.1. Учреждение функционирует в организационно-правовой форме государственного учреждения, основанного на праве оперативного управления.

2.2. Учреждение в своей деятельности руководствуется Конституцией Кыргызской Республики, законами Кыргызской Республики, указами и распоряжениями Президента Кыргызской Республики, постановлениями и распоряжениями Правительства Кыргызской Республики, приказами Учредителя, иными нормативными правовыми актами Кыргызской Республики и настоящим Положением.

2.3. Учреждение имеет печать с изображением Государственного герба Кыргызской Республики, со своим наименованием на государственном и официальном языках, штампы, бланки установленного образца и другие средства визуальной индивидуализации, эскизы которых утверждаются Учредителем.

2.4. Учреждение имеет смету доходов и самостоятельный баланс, расчетный счет и другие счета в финансово-кредитных учреждениях. 2.5. Учреждение имеет обособленное имущество, которое принадлежит ему на праве оперативного управления, может от своего имени приобретать имущественные, личные неимущественные права и обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

2.5. Учреждение вправе выступать учредителем (соучредителем), участником хозяйственных обществ, приобретать доли (акции) в уставных капиталах хозяйственных обществ с согласия Учредителя в установленном законодательством порядке.

2.6. Учреждение с согласия Учредителя имеет право участвовать в объединениях, фондах, союзах, ассоциациях и других некоммерческих организациях, деятельность которых соответствует целям и задачам Учреждения.

III. Задачи и функции Учреждения

3.1. Основными задачами Учреждения являются:

  • сохранение природных комплексов, уникальных и эталонных природных участков и объектов;
  • сохранение ландшафтов и историко-культурных объектов;
  • повышение уровня экологического образования и просвещения населения;
  • создание условий для регулируемого туризма и отдыха;
  • разработка научных методов сохранения биологического и ландшафтного разнообразия;
  • осуществление экологического мониторинга и научных исследований;
  • восстановление нарушенных природных и историко-культурных комплексов и объектов.
  • сохранение растительного и животного мира, создание необходимых условий для обеспечения экологически устойчивого уровня численности видов животных и растений;
  • обеспечение и обслуживание визитов, проводимых на высшем государственном уровне, обеспечение государственного протокола Президента Кыргызской Республики, Премьер-министра Кыргызской Республики, Торага Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, а также обслуживание других органов государственной власти и управления Кыргызской Республики во время проведения официальных встреч, приемов, совещаний и различных мероприятий в Учреждении.

3.2. Учреждение в соответствии со своими задачами осуществляет следующие функции:

  • обеспечение государственного контроля и надзора за соблюдением на территории парка требований, установленными природоохранным законодательством Кыргызской Республики, действующими нормами и правилами;
  • разработка и осуществление мероприятий, обеспечивающие сохранность и обогащение флоры и фауны парка;
  • регулирование масштабов развития туризма, альпинизма и других видов спорта, а также отдыха населения;
  • осуществление:
    • научно-исследовательской деятельности по разработке и внедрению научных методов сохранения биологического разнообразия, природных комплексов и объектов в условиях рекреационного использования, по оценке и прогнозу экологической обстановки в Учреждении;
    • природоохранительной деятельности по обеспечению охраны растительного и животного мира, уходу за лесом, по выполнению биотехнических мероприятий;
    • хозяйственной деятельности по содержанию и ремонту зданий и сооружений, автотранспорта, дорог, инженерных сетей и сооружений, благоустройству территории Учреждения;
    • производственной деятельности по выращиванию и реализации саженцев лесных и фруктовых деревьев, ягодников, кустарников, сельскохозяйственных продуктов растениеводства, по созданию условий для приема и обслуживания туристов, альпинистов и посетителей Учреждения (горнолыжные трассы, аттракционы, конные туры, пункты питания, гостиницы, гостевые домики, юрты, пункты проката оборудования и снаряжения и др.);
  • взаимодействие с Национальной Академией Наук Кыргызской Республики, научно-исследовательскими институтами и ВУЗами, министерствами, ведомствами, организациями в определении приоритетных направлений проведения научных и проектных работ по сохранению природного комплекса, культурных ценностей и окружающей среды;
  • обслуживание визитов иностранных делегаций и гостей, проводимых на государственном уровне, а также высших должностных лиц государственной власти и управления во время рабочих поездок, проведения официальных мероприятий;
  • организация отдыха и досуга для граждан Кыргызской Республики и других государств, а также оказание услуг в сфере спорта;
  • организация экскурсионного, туристско-оздоровительного обслуживания, разработка туристических маршрутов;
  • осуществление альпинистской и горнолыжной деятельности;
  • привлечение иностранных инвестиций в Кыргызской Республики в сфере туризма и спорта;
  • организация общественного питания и производство продукции животноводства, растениеводства;
  • организация гостиничного обслуживания;
  • предоставление в зонах туристской деятельности услуг по прокату различного туристического инвентаря и снаряжения, инвентаря для спорта и досуга,
  • проведение строительно-монтажных, отделочных и других подрядных работ, как своими силами, так и привлечением субподрядчиков;
  • сбор дикорастущих лекарственных трав, производство на их основе лекарственных препаратов, а также их реализация;
  • предъявление нарушителям природоохранного законодательства штрафов и исков с передачей при необходимости дела на рассмотрение в правоохранительные и судебные органы для привлечения виновных лиц к установленной ответственности и взысканию ущерба.

Учреждение осуществляет другие виды деятельности, не противоречащие законодательству Кыргызской Республики.

По видам деятельности, на которые требуется разрешение, Учреждение осуществляет свою деятельность на основании лицензий (разрешений), выданных соответствующими государственными органами на виды деятельности, подлежащие лицензированию (разрешению) в установленном порядке.

IV Режим Учреждения

На территории Учреждения устанавливается дифференцированный режим особой охраны, защиты и использования природных ресурсов с учетом местных, историко-культурных и социальных особенностей.

4.1. В Учреждении выделяются следующие зоны:

  • заповедного режима;
  • экологической стабилизации;
  • туристской и рекреационной деятельности;
  • ограниченной хозяйственной деятельности.

В зонах заповедного режима устанавливается режим, предусмотренный для государственных заповедников.

В зоне экологической стабилизации устанавливается режим охраны с запрещением хозяйственной и рекреационной деятельности, за исключением регулируемого экологического туризма и проведения мероприятий по восстановлению нарушенных природных комплексов и объектов.

В зоне туристской и рекреационной деятельности устанавливается режим охраны, обеспечивающий сохранение природных комплексов и объектов, на территории которых допускается регулируемая туристская и рекреационная деятельность, в том числе организация туристских маршрутов, троп, устройство бивачных стоянок и смотровых площадок с учетом норм рекреационных нагрузок.

В зоне ограниченной хозяйственной деятельности размещаются объекты административно-хозяйственного назначения, ведется хозяйственная деятельность, необходимая для обеспечения охраны и функционирования государственного природного парка, обслуживания его посетителей, осуществляется строительство и эксплуатация гостиниц, кемпингов, музеев и других объектов обслуживания туристов.

4.2. На территории Учреждения запрещается любая деятельность, создающая угрозу вредного воздействия на взятые под охрану природные комплексы и объекты, в частности:

  • действия, влекущие изменения гидрологического режима;
  • строительство и эксплуатация производственных и других объектов, не связанных с деятельностью государственных природных парков;
  • геологоразведочные работы и разработка полезных ископаемых;
  • рубка леса в порядке главного пользования;
  • вселение (акклиматизация) новых видов диких животных и растений;
  • другие виды деятельности, влекущие снижение природной, научной, культурной и эстетической значимости государственных природных парков.

4.3. Нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей природной среды и природных ресурсов на территории Учреждения, а также его охранной зоны, влечет за собой наложение в административном порядке штрафа в соответствии с действующим законодательством с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.

4.4. Вред, причинённый природным объектам и комплексам в границах Учреждения, подлежит возмещению в соответствии с утверждёнными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии - по фактическим затратам на их восстановление.

V. Права и обязанности Учреждения

5.1 Учреждение для осуществления своих задач и функций, определенных настоящим Положением, имеет право в установленном законодательством порядке:

  • осуществлять, в пределах своей компетенции, рекреационную, производственную и хозяйственную деятельность на территории парка, исключающую негативное воздействие на состоянии природных ресурсов и окружающей среды;
  • осуществлять финансовые операции в финансово-кредитных учреждениях;
  • привлекать гранты и средства международных финансовых и иных организаций для реализации своих целей и задач;
  • производить в установленном порядке расчеты, в том числе и безналичные, с юридическими и физическими лицами;
  • обладать обособленным имуществом, от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права и исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в судах;
  • заключать сделки и договоры с юридическими и физическими лицами в соответствии с целями и задачами деятельности Учреждения;
  • производить закупку товаров, работ и услуг;
  • владеть, пользоваться и распоряжаться недвижимым и движимым имуществом в соответствии с законодательством Кыргызской Республики и настоящим Положением;
  • осуществлять строительно-монтажные, отделочные и другие подрядные работы, как своими силами, так и с привлечением подрядчиков;
  • осуществлять деловые контакты в Кыргызской Республике и за ее пределами, командировать за рубеж и принимать в Кыргызской Республике иностранных партнеров для решения вопросов, связанных с деятельностью Учреждения;
  • использовать по согласованию с Учредителем имеющиеся у него средства на финансирование капитальных вложений производственного и непроизводственного назначения, а также на осуществление хозяйственной деятельности совместно с другими юридическими лицами;
  • образовывать специальные комиссии и рабочие группы по вопросам, относящимся к ведению Учреждения;
  • приостанавливать деятельность физических и юридических лиц, действующих на территории Учреждения, независимо от ведомственной принадлежности, при выявлении нарушений природоохранного законодательства Кыргызской Республики;
  • создавать на постоянной основе контрольно-спасательный пункт;
  • производить проверку, осмотр транспортных средств, изымать орудий (предметов) совершения правонарушений, добытой продукции и других предметов у проверяемых лиц и их задержание по фактам нарушений законодательства, наносящих ущерб животному и растительному миру и составлять протоколы (акты);
  • иметь специальные транспортные средства, оборудованные утвержденными в установленном порядке, опознавательными знаками, сигнализацией и средствами связи.

5.2. Учреждение обязано:

  • обеспечить для всех работников безопасные условия труда и нести ответственность в установленном порядке за ущерб, причиненный их здоровью и трудоспособности;
  • обеспечивать сохранность государственного имущества, переданного в оперативное управление;
  • вести контроль за содержанием и использованием по назначению имущества, переданного в установленном порядке иным лицам;
  • представлять в установленном порядке, в вышестоящие органы по компетенции, сведения по учету численности диких зверей и птиц, состоянию растительного и животного мира, научным и акклиматизационным работам, а также по видам и объемам услуг, оказываемым посетителям Учреждения.

5.3. Учреждение может иметь и иные, не предусмотренные настоящим Положением, права и обязанности по согласованию с Учредителем, если это не противоречит законодательству Кыргызской Республики и Положению Учреждения.

VI. Организация учета, отчетности и контроля

6.1. Учреждение ведет бухгалтерский, налоговый, статистический учет и финансовую отчетность в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики, и несет ответственность за их достоверность. Учет ведется в денежных единицах Кыргызской Республики. В случае осуществления операций в иностранной валюте, пересчет валют осуществляется по курсу, определяемому уполномоченным органом Кыргызской Республики на момент проведения операции.

6.2. Внутренний контроль над финансово-хозяйственной деятельностью Учреждения осуществляет Учредитель путем проведения плановых (внеплановых) проверок, ревизий и аудита.

6.3. Внешний контроль над финансово-хозяйственной деятельностью осуществляет уполномоченные финансовые и налоговые органы Кыргызской Республики в соответствии с действующим законодательством Кыргызской Республики.

6.4. Для учета имущества и ведения отчетности Учреждение периодически проводит инвентаризацию имущества в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.

VII. Имущество и средства Учреждения

7.1. Земли, их недра и водные пространства со всеми находящимися в их пределах ресурсами растительного и животного мира, а также имущество Учреждения являются исключительно государственной собственностью и предоставлены Учреждению в постоянное пользование. Изъятие земель и других природных ресурсов Учреждения запрещается.

Имущество Учреждения состоит из основных фондов, оборотных средств и других материальных ценностей, стоимость которых отражается на самостоятельном балансе, закрепленных за Учреждением на праве оперативного управления.

Учреждение осуществляет права владения, пользования и распоряжения закрепленным за ним имуществом в пределах, установленных законодательством Кыргызской Республики и Учредителем.

Учреждение использует имущество в соответствии с целями и предметом своей деятельности, с учетом экономической целесообразности и интересов Учредителя. Не допускается строительство и приобретение Учреждением непрофильных активов.

Учредитель вправе изъять излишнее, неиспользуемое, либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению.

Учреждение не вправе продавать принадлежащее ему на праве оперативного управления имущество, сдавать его в аренду, в залог, вносить в качестве вклада (пая) в уставный капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия Учредителя.

7.2. Имущество, построенное или приобретенное Учреждением, за счет доходов от финансово-хозяйственной деятельности и иных источников, поступает в государственную собственность и закрепляется за ним на праве оперативного управления.

7.3. Источниками формирования имущества и финансовых средств :

средства, выделяемые из республиканского бюджета Кыргызской Республики;

  • специальные средства - доходы, получаемые от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг или осуществления иных видов деятельности, установленных в соответствии с нормативными правовыми актами;
  • спонсорские и благотворительные средства, пожертвования и финансовая помощь организаций, предприятий и граждан;
  • иные не запрещенные законодательством Кыргызской Республики поступления.

7.4. Учреждение в соответствии с требованием законодательства Кыргызской Республики ежемесячно производит отчисление в Фонд Учредителя от доходов, согласно нормативу, утверждаемому Учредителем.

7.5. Учреждение отвечает по своим обязательствам, находящимся в его распоряжении, денежными средствами.

VIII. Управление Учреждением

8.1 Высшим органом управления Учреждения является Учредитель.

8.2. К исключительной компетенции Учредителя относится:

  • определение предмета, целей и основных направлений деятельности Учреждения;
  • осуществление методического руководства по ведению бухгалтерского учета, координация состояния учета и финансовой отчетности Учреждения и контроль за соблюдением законодательства Кыргызской Республики;
  • проведение ревизий и иных проверок финансово-хозяйственной деятельности Учреждения, получение отчетов и информации по его деятельности;
  • создание, реорганизация и ликвидация Учреждения;
  • утверждение структуры, Положения, штатного расписания и штатной численности Учреждения и внесение в них соответствующих изменений и дополнений;
  • установление и определение перечня товаров, работ и услуг, производимых, выполняемых, оказываемых Учреждением и утверждение прейскуранта их цен (тарифов);
  • утверждение финансовых планов Учреждения и годовых отчетов об их исполнении;
  • вынесение решений о привлечении к имущественной ответственности руководства Учреждения;
  • назначение на должность и освобождение от должности директора и главного бухгалтера Учреждения, поощрение и наложение на них дисциплинарных взысканий.

Учредитель вправе осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

8.3. Управление деятельностью Учреждения (за исключением вопросов, отнесенных к компетенции Учредителя) осуществляет единолично Директор. Директор, одновременно по должности является главным Государственным инспектором по охране природы парка.

8.4. Директор Учреждения:

  • осуществляет управление деятельностью Учреждения;
  • обеспечивает выполнение задач и функций, возложенных на Учреждение, утвержденных годовых финансово-хозяйственных планов и показателей, а также решений Учредителя;
  • распоряжается финансовыми средствами и имуществом Учреждения в соответствии с законодательством Кыргызской Республики и настоящим Положением;
  • в установленном законодательством порядке заключает договора (контракты), совершает хозяйственные операции, совершает операции в казначействе, в банках и других кредитных организациях, подписывает банковские и финансовые документы;
  • без доверенности действует от имени Учреждения, представляет его интересы во всех государственных органах и организациях республики, выдает доверенности;
  • разрабатывает и вносит Учредителю на утверждение структуру, штатное расписание и штатную численность, а также сметы доходов и расходов Учреждения;
  • разрабатывает и представляет на утверждение Учредителю прейскурант цен на оказываемые платные услуги в установленном законодательством порядке;
  • определяет полномочия руководителей структурных подразделений Учреждения;
  • в пределах своей компетенции издает приказы, дает указания, обязательные для всех работников Учреждения, и организует проверку их исполнения;
  • утверждает положения о структурных подразделениях, режим работы и положение о премировании работников Учреждения;
  • осуществляет прием и увольнение работников Учреждения в порядке, установленном трудовым законодательством Кыргызской Республики;
  • определяет и утверждает должностные обязанности работников Учреждения;
  • принимает меры поощрения и меры дисциплинарного воздействия к работникам Учреждения;
  • вносит Учредителю предложения о внесении поправок в настоящее Положение в случаях изменения законодательства, конъюнктуры рынка, условий труда и т.д.;
  • в установленном порядке вносит на рассмотрение и утверждение Учредителя годовой финансово-хозяйственный план, годовой бюджет, годовой баланс, отчеты о финансово-хозяйственной деятельности;
  • обеспечивает своевременное представление Учредителю финансовой отчетности, прогнозных финансово-хозяйственных показателей и другой необходимой информации;
  • заключает коллективный договор с представительными органами работников в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики;
  • осуществляет иные действия, необходимые для выполнения задач и функций Учреждения.

8.5. Директор несет персональную ответственность за выполнение задач и функций, возложенных на Учреждение.

Директор и главный бухгалтер Учреждения несут ответственность за правильность учета и целевое использование финансовых средств и имущества Учреждения.

8.6. В Учреждении имеется главный лесничий. Главный лесничий одновременно является заместителем главного Государственного инспектора по охране природы парка. Главный лесничий в отсутствие директора Учреждения исполняет его полномочия.

8.7. Главный лесничий несет ответственность за лесохозяйственную деятельность, выполнение биотехнических мероприятий, охрану растительного и животного мира.

8.8. Для обеспечения охраны Учреждения, в соответствии с действующим законодательством Кыргызской Республики, в парке создается специальная служба охраны природы, работники которой пользуются правами должностных лиц органов, осуществляющих государственный контроль за охраной окружающей среды и использованием природных ресурсов. Работникам службы охраны имеют право носить форменную одежду, осуществлять хранение, ношение, использование служебного оружия и специальных средств (транспорта, связи, наручников, резиновых палок, слезоточивых веществ), применять физическую силу при исполнении служебных обязанностей в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.

8.9. В Учреждении образуется научно-технический совет, из научных работников и специалистов в области охраны и использования природных ресурсов, как работников парка, так и представителей других государственных и общественных организаций. Персональный состав научно-технического совета и Положение о нем утверждается приказом директора Учреждения.

Решения научно-технического совета реализуются приказами директора.

IX. Научно-исследовательская работа

9.1. Основными направлениями научно-исследовательских работ в природном парке являются:

  • разработка научно обоснованных рекомендаций по рациональному ведению хозяйства и комплексному использованию природных ресурсов;
  • изучение влияния значительных рекреационных нагрузок на природные комплексы парка и установление оптимальных норм посещаемости отдельных участков;
  • разработка научно обоснованных рекомендаций по организации территории и ведение хозяйства природного парка;
  • выявление последствий рекреационного и хозяйственного использования в деле сохранения биоразнообразия;
  • разработка мероприятий, обеспечивающих сохранение естественного состояния биоразнообразия и охране редких и исчезающих видов растений и животных;
  • изучение естественного хода природных процессов в заповедной зоне для возможности сравнения ее состояния с хозяйственно и рекреационно используемыми природными сообществами и установление возникающих при этом биологических закономерностей;
  • проведение лекций, семинаров, экскурсий с целью пропаганды мероприятий по охране природы парка.

9.2. Научно-исследовательские работы выполняются научно-техническим советом Учреждения либо на договорных началах специализированными научно-исследовательскими организациями.

9.3. Планы научно-исследовательских работ разрабатываются научно-техническим советом Учреждения и утверждаются директором по согласованию с уполномоченным органом в сфере охраны окружающей среды.

X. Реорганизация и ликвидация

10.1.Реорганизация и ликвидация Учреждения осуществляются решением Учредителя, а также судом в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики.

10.2. При прекращении деятельности Учреждения документы, возникшие в ходе его деятельности, хранятся и используются в соответствии с Законом Кыргызской Республики «О Национальном архивном фонде Кыргызской Республики».